Благодаря израильским СМИ весь мир узнал о «ракетном скандале», в который оказались втянуты четыре государства: Россия, Сирия, Израиль и США. Специалистам очевидно, что утечки в СМИ о готовящихся контрактах в военной сфере (в данном случае по линия Россия–Сирия) не случайны. Однако остается неясным, каким именно образом к израильтянам попала информация о сделках, к которым имеют прямое отношение Комитет военно-технического сотрудничества и «Рособоронэкспорт». При этом известно, что поставки оружия, как важнейший военно-политический и экономический вопрос, представляют наибольший интерес для иностранных разведок.
Пожелавший остаться неназванным ветеран спецслужб сообщил «НГ», что израильская разведка, очевидно, обладает достоверной информацией, чтобы предупреждать Россию о недопустимости предстоящих сделок. По мнению эксперта, утечка сведений могла произойти на уровне ведомств, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, включая Комитет военно-технического сотрудничества, «Рособоронэкспорт». Утечка могла произойти и на сирийской стороне. Поскольку информация о подобных контрактах всегда имеет самый высокий гриф секретности, передачу сведений мог организовать только очень осведомленный специалист.
Ни одна поставка вооружений из СССР, а позже и России в арабские государства не ускользает от израильских властей. Так было и во время войн на Ближнем Востоке в 1960–1970-х годах, когда СССР оказывал военно-техническую помощь Египту и другим государствам. Утечки об обсуждаемых оружейных контрактах, подобные публикациям в израильской прессе, постоянно сопровождают военно-техническое сотрудничество и, как правило, имеют серьезные последствия.
Эксперт «НГ» из сферы ВТС, пожелавший остаться неназванным, напоминает о срывах нескольких сделок. Так, сообщения в российской прессе во второй половине 1990-х о возможной продаже в одну из стран Аравийского полуострова истребителей Су-27 поставили крест на осуществлявшихся переговорах. В конце мая 2004 года через испанское информагентство ЭФЭ была организована утечка о скором подписании Алжиром контракта на закупку в России партии истребителей МиГ-29 СМТ на сумму 1,8 млрд. долл. Конечно, нельзя утверждать, что причиной того, что данное соглашение до сих пор не подписано, послужила утечка, но зато хорошо понятно, откуда «растут уши», считает эксперт. Западные страны, продолжает наш собеседник, не заинтересованы в наличии на вооружении алжирских ВВС многофункциональных истребителей четвертого поколения. По крайней мере, для Испании и Великобритании это вопрос контроля над Гибралтарским проливом. У Франции – экономический интерес: она ведет переговоры о продаже в Алжир истребителей «Рафаль». Позиция западных стран касается и других арабских государств, даже не граничащих с Израилем. Хотя бы потому, что закупленное одной страной оружие впоследствии может быть передано другой. Так было, когда например, Ливия передала свои истребители МиГ-23, закупленные еще в СССР, Судану.
Поставки оружия, как важнейший военно-политический и экономический вопрос, конечно, представляют наибольший интерес для иностранных разведок. По словам вице-президента Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка Станислава Лекарева, в апреле 2002 года ФСБ России пресекла попытку ЦРУ получить от российского гражданина секретные сведения о военно-техническом сотрудничестве России со странами СНГ. За границей конспиративные встречи с российским гражданином проводил оперативный работник ЦРУ Дэвид Робертсон, а на территории России американцы поддерживали с россиянином так называемую безличную связь с использованием тайников и тайнописных почтовых отправлений. В августе 2001 года Мосгорсуд вторично признал виновным в шпионаже в пользу разведки Южной Кореи бывшего сотрудника российского МИДа Валентина Моисеева. Оглашая приговор, судья Марина Комарова перечислила те документы, которые Моисеев передал южнокорейской разведке, – секретные сведения о военно-техническом сотрудничестве России и КНДР. В январе 1994 года сотрудники Федеральной службы контрразведки арестовали 62-летнего Синцова, заместителя директора по внешнеэкономическим связям АО «Спецмашиностроение и металлургия», в прошлом занимавшего должность начальника Главного управления Министерства оборонной промышленности СССР. При вербовке, осуществленной в Лондоне в начале 1990-х, британская разведка использовала информацию о фактах получения Синцовым взяток в ходе определения фирм-посредников для продаж вооружений за рубеж. Передача сведений об объемах оружейного экспорта России и ТТХ новейших отечественных образцов вооружений позволили Синцову дополнительно «заработать» 15 тыс. долл.