Несмотря на влиятельных покровителей и все свои достоинства, назначение Стэнли Фишера главой Центробанка Израиля стало предметом жарких дебатов.
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)
Новым главой Центрального банка Израиля может стать гражданин США и «архитектор» российских реформ Стэнли Фишер. Назначение на столь важную должность человека, близкого премьер-министру Ариэлю Шарону и одновременно симпатизирующего России и хорошо знакомого российскому истеблишменту, могло бы способствовать стабилизации российско-израильских отношений. Кстати, сейчас, по сведению ряда источников, отношения двух стран переживают кризис в связи с распространившимися сведениями о возможности продажи Сирии российских ракетных комплексов «Искандер», способных поражать цели практически на всей территории Израиля. Учитывая, что Сирия и Израиль находятся в состоянии войны, подобная сделка могла бы привести к разрыву между Москвой и Тель-Авивом. Конечно, глава Центробанка не занимается вопросами внешней политики, однако близость к премьер-министру может превратить его в канал для доверительного диалога в момент кризиса.
61-летний Фишер (родившийся в Замбии) стал в 1994 году первым заместителем директора-распорядителя Международного валютного фонда (МВФ) и вплотную занялся российскими реформами. Он давал рекомендации, как и что нужно делать, и курировал выдачу кредитов нашей стране. На его «совести» лежит преданность наших финансовых властей идеям монетаризма. Кроме того, Стэнли Фишер лично присутствовал на заседании правительства, на котором было принято решение о дефолте 1998 года. Бывший чиновник МВФ весьма тесно сошелся с командой Гайдара–Чубайса. Нынешний министр финансов Алексей Кудрин, однажды рассказывая о бюджетных успехах, прямо заявил, что «МВФ может записать нас в свои примерные ученики».
В один из последних визитов Фишера в Россию в должности замдиректора фонда в июне 2001 года Чубайс даже приглашал его в ресторан. «Могу вас уверить, что ресторан был очень хороший, – рассказывал журналистам Фишер. – Обсуждали мы в основном прошедшее десятилетие, то, что было правильно сделано, то, что было сделано неправильно. В начале одного очень известного романа говорится, что все счастливые семьи похожи друг на друга. В этом смысле я не совсем уверен, что мы абсолютно счастливая семья, но все-таки я думаю, что по-своему мы счастливы».
Работа Фишера в России вылилась для него, в частности, в присвоение ему звания почетного доктора Академии народного хозяйства при правительстве РФ. Ректор академии Владимир Мау произнес тогда трогательную речь. «Для нас, россиян, крушение коммунистической системы ознаменовалось в том числе и «обретением» Стэнли Фишера – вскоре после падения коммунизма были переведены на русский язык и изданы его учебники. Стэнли Фишер был нашим добрым советчиком и активным партнером...» – заявил Мау. После ухода из МВФ в 2001 году Фишер не забыл о России. Он часто приезжает в нашу страну для ведения переговоров о кредитовании российских компаний, в частности «Газпрома» и ОАО «РЖД».
Именно известность Фишера, как отмечает израильская пресса, стала решающим фактором для определения преемника уходящего главы ЦБ Израиля Давида Клейна, срок полномочий которого истекает 16 января. В правительстве страны полагают, что это назначение увеличит ее шансы на присоединение к престижному экономическому форуму – Организации по экономическому сотрудничеству и развитию. По мнению аналитиков, выбор Фишера также продиктован желанием правительства привлечь на израильский рынок международные инвестиционные банки.
У Фишера, проживающего в США, немало друзей в Израиле. В длинном списке значатся его бывшие студенты из Массачусетского технологического института, занимающие ныне ключевые позиции в израильских деловых кругах, и экономисты, работавшие под его началом в Международном валютном фонде. Фишер обзавелся хорошими связями и с ведущими политиками – премьер-министром Ариэлем Шароном, возможным следующим премьером Биньямином Нетаньяху, а также Шимоном Пересом – лидером израильских левых и новым вице-премьером.
Несмотря на влиятельных покровителей и все свои достоинства, назначение нового главы стало предметом жарких дебатов. Основной «минус», на который указывают противники Фишера, – отсутствие у него израильского гражданства, что, мол, является «оскорблением» для израильских экономистов. Некоторые также считают, что привлечение на центральную позицию в правительстве иностранца может повлечь серьезные изменения в экономике страны в целом и в банковской системе в частности. Впрочем, как напомнила вчера в редакционной статье газета «Гаарец», согласно закону о возвращении, любой еврей может получить израильское гражданство в любой момент.