Абу Мазен: «Перед нами большая задача – строительство независимого государства со столицей в Иерусалиме».
Фото Reuters
Начало 2005 года ознаменовалось сразу двумя крупными событиями в политической жизни Ближнего Востока. 9 января Абу Мазен был избран новым главой Палестинской автономии, а днем позже кнессет одобрил новое израильское правительство во главе с Ариэлем Шароном. Таким образом, у палестинцев появился новый формальный лидер на смену умершему Арафату, а Израилю удалось избежать досрочных выборов.
Для утверждения нового правительства Шарону пришлось преодолеть активное сопротивление в первую очередь внутри его собственной партии «Ликуд». В день утверждения нового кабинета, в который помимо «Ликуда» вошла крупнейшая оппозиционная партия «Авода» и ультраортодоксальный блок «Объединенный иудаизм Торы», треть фракции «Ликуда» заявила о намерении голосовать против. Предупреждения о том, что подобный шаг повлечет за собой раскол внутри фракции, не подействовали на «путчистов». Чтобы избежать фиаско, Шарону пришлось прибегнуть к помощи арабских депутатов кнессета, а также членов ультралевого блока «Яхад». Большинством в два голоса правительство было утверждено, но, насколько прочным и жизнеспособным оно окажется, сейчас предсказать нельзя.
Основной целью создания коалиции является реализация плана Шарона по уходу из Газы и с Западного берега реки Иордан. «Авода» согласилась войти в правительство для того, чтобы помочь Шарону в противостоянии противникам размежевания с палестинцами. Вывод израильских сил из Газы и демонтаж еврейских поселений предполагается осуществить летом 2005 года. Тогда же, в июне, должны состояться выборы нового лидера партии «Авода». Отделение от палестинцев и внутренние выборы в «Аводе» станут финальным аккордом в работе нынешнего правительства. Как уже бывало в израильской политике, «Авода» найдет повод для расторжения коалиционного «брака» и объявления досрочных парламентских выборов.
Что же касается выборов в Палестинской автономии, то они прошли без эксцессов. Более 70% палестинцев, имеющих право голоса, в том числе жители Восточного Иерусалима, приняли участие в голосовании. Абу Мазен набрал 62,3% голосов, в то время как его основной противник Мустафа Баргути (дальний родственник заключенного в израильской тюрьме за террористическую деятельность Марвана Баргути) – лишь 20%. Вскоре после объявления первых результатов Абу Мазен заявил: «Перед нами большая задача – строительство независимого государства со столицей в Иерусалиме».
В сравнении с Ясиром Арафатом новый палестинский лидер рассматривается многими как более умеренный политик. Первый шаг, которого от него ждут в Израиле и за его пределами, – прекращение террора со стороны палестинских боевиков. Однако Абу Мазен уже заявил, что не собирается вступать в открытую конфронтацию с боевиками. Несмотря на это, многие западные наблюдатели связывают с его избранием большие надежды. Президенты России и США сразу же пригласили нового палестинского лидера посетить их страны. Кстати, в конце 70-х годов Абу Мазен учился в Москве и защитил докторскую диссертацию в Институте востоковедения по теме «История сионизма». Как говорит сам Абу Мазен, Москву он знает наизусть.
В Израиле избрание Абу Мазена было встречено без восторга. В беседе с корреспондентом «НГ» доктор Дан Шифтан, известный политолог и востоковед, подчеркнул, что изменения в руководстве автономии сами по себе не меняют картины. «Абу Мазен в стратегическом плане немногим отличается от своего предшественника, – считает Дан Шифтан. – Это выражается как в крайне непримиримой позиции в вопросе возвращения палестинских беженцев, так и в неготовности отказаться от вооруженной борьбы. На словах он признает, что военизированная интифада была ошибкой, а на деле не только не собирается разоружать боевиков, но и делает их своими союзниками в строительстве новых институтов власти в автономии».
Как пояснил Дан Шифтан, Абу Мазен чуть мягче Арафата по риторике, но стратегические позиции Абу Мазена могут вынудить Израиль в конечном счете действовать односторонне. План Шарона по уходу из Газы, несмотря на трения внутри Израиля, будет реализован, а вслед за ним последуют новые шаги – возможно, скоординированные на оперативном уровне с палестинцами, но односторонние по сути. Целью этих шагов будет размежевание израильских и палестинских земель с границей в виде разделительного забора. А окончательного разрешения конфликта путем соглашения между сторонами придется ждать еще несколько десятков лет, полагает наш собеседник.
Иерусалим