Еще со времени своей многолетней армейской карьеры премьер-министр Ариэль Шарон привык решительно выбирать цели, намечать пути их достижения и двигаться в нужном направлении. Этому образу действий он остался верен, придя в политику. События последних недель – наглядное тому подтверждение.
Создание новой правительственной коалиции при участии партии «Авода» было не только единственной возможностью выбраться из политического тупика и избежать досрочных выборов, к которым не стремится ни один действующий премьер-министр. Правительство в его предыдущем составе распалось из-за отказа правых партий оказать Шарону поддержку в реализации главного пункта его политической платформы – плана одностороннего отделения от палестинцев. Именно для того, чтобы получить возможность реализовать этот план, Шарон рискнул пойти на конфликт не только со вчерашними партнерами по правительственной коалиции, но и на открытую конфронтацию с противниками этого плана в своей собственной партии. В этой ситуации у Шарона не осталось никаких вариантов, кроме коалиции с «Аводой». А там, в свою очередь, давно ждали «приглашения на вальс».
Лидер «Аводы» Шимон Перес, один из наиболее горячих сторонников ухода из Газы как первого шага на пути возобновления дипломатического процесса между Израилем и палестинцами, с нескрываемой ревностью наблюдал за тем, как его планы и идеи реализуются одним из самых давних и непримиримых оппонентов. Роль лидера оппозиции, сколь бы почетной она ни была, оставляла Переса за бортом событий. Коалиция «Ликуда» и «Аводы» – общий интерес двух самых опытных и великовозрастных израильских политиков. Поэтому коалиционные переговоры, длившиеся всего неделю, хотя и прерывались несколько раз из-за «кризиса доверия» между сторонами, но были «обречены» на успех. Поздним вечером 17 декабря соглашение между двумя партиями было достигнуто. Несмотря на то что открытым остался вопрос о должности, которую займет Перес, но и этот вопрос решится в ближайшее время.
«Ликуд» и «Авода» будут не единственными участниками коалиции. Обе эти партии в сумме имеют в парламенте лишь 59 мандатов из 120, что не позволяет им создать минимально прочную коалицию. «Зеленый свет», который Шарон получил от центра «Ликуда», позволяет ему создать правительство при обязательном участии религиозных партий. А переговоры с ними далеки от завершения. Партия ШАС не готова поддерживать план отделения от палестинцев. Духовный лидер партии раввин Овадия Йосеф, выступая 19 декабря перед своими сторонниками, еще раз повторил, что решение о неприемлемости плана Шарона для ШАС окончательно. Таким образом, кандидатом на участие в коалиции осталась лишь одна религиозная партия – «Объединенный иудаизм Торы». Скорее всего она войдет в коалицию, обеспечив Шарону парламентское большинство.
Перес выступает за сохранение коалиции с Шароном вплоть до ноября 2006 года, когда должны состояться очередные парламентские выборы. Но большинство лидеров «Аводы», в том числе бывший премьер-министр Эхуд Барак, считают, что следует вернуться в оппозицию сразу после реализации плана отделения. Какой из этих двух подходов возьмет верх, сейчас предугадать невозможно, но учитывая, что лишь однажды за всю историю Израиля парламентские выборы прошли в срок, можно предположить, что кнессет шестнадцатого созыва также будет распущен досрочно. С другой стороны, Шарон уже не раз демонстрировал способность к выживанию и умение решать самые запутанные политические головоломки. Не стоит забывать, что он и Шимон Перес имеют за плечами в сумме более чем сто лет политического опыта...
Кстати, 76-летний Шарон уже заявил, что в 2006 году будет вновь баллотироваться на пост премьер-министра.
Иерусалим