Премьер Тони Блэр до конца пытался спасти своего министра.
Фото Reuters
«Цена любви», «Уничтожен женщиной, которую любил», «Бланкетт закатился». Под такими шапками лондонские газеты сообщили о том, что министр внутренних дел и ближайший соратник Тони Блэра в кабинете вынужден был покинуть свой пост. Раз в скандале замешана женщина, пресса, естественно, смакует все детали отношений экс-главы МВД с любовницей американского происхождения Кимберли Куинн.
Слепой от рождения, 57-летний Дэвид Бланкетт был, пожалуй, самой популярной фигурой в лейбористском правительстве. Благодаря ТВ публика привыкла видеть, как он уверенно в сопровождении собаки-поводыря пробирается на свое место на подиуме во время митингов и пресс-конференций. Блэр доверил ему одну из самых влиятельных должностей в своей администрации за три месяца до нападения террористов на США 11 сентября 2001 года. После этого события и особенно после отправки Британией войск в Ирак предотвращение терактов на территории Соединенного Королевства стало одной из главных забот Лондона. Бланкетт играл тут ключевую роль.
И достиг немалых успехов. Поскольку министр внутренних дел курирует деятельность полиции и спецслужб, обеспечивающих внутреннюю безопасность, Бланкетту, по крайней мере частично, принадлежит заслуга в том, что попытки террористов провести диверсии в лондонском метро и на других объектах столицы были сорваны. Однако жесткая линия, которой придерживался министр в отношении нелегальных иммигрантов, а также его решение задерживать лиц, заподозренных в причастности к террористическим группировкам, без суда, вызвало критику со стороны правозащитников. Не вызвал восторга у публики и план шефа МВД обязать подданных ее величества завести себе удостоверения личности.
Хотя реализовать это нововведение удастся нескоро, многие жители Британских островов рассматривают его как ущемление своих прав, которые ценят превыше всего. Ведь англичанам и представить трудно, что в некоторых государствах существует такая диковина, как внутренние паспорта, и их на всякий случай стоит всегда носить с собой.
Драма Бланкетта состояла в том, что в то время, как на фронте публичной политики у него было все в порядке, длительная любовная связь с замужней женщиной вылилась в ожесточенный конфликт. Бланкетт хотел, чтобы Куинн признала его отцом своего двухлетнего сына; из-за этого началась тяжба в судах, которую в подробностях описывали газеты. По словам самого бывшего министра, признание отцом было для него настолько важным, что он готов был ради этого принести в жертву карьеру. Газета «Сан» утверждает, что любовница в отместку предала гласности нарушение министром этических норм. Он, оказывается, поспособствовал филиппинке, работавшей няней у Куинн, в получении вида на жительство в стране. Власти были вынуждены начать расследование. Не дожидаясь оглашения его результатов, министр объявил, что уходит.
– Последние недели были самыми тяжелыми в моей жизни. Я испытал такой сильный стресс, какого ни один политик не заслужил, – со слезами на глазах признался перед телезрителями Бланкетт.
Крушение карьеры министра из-за женщины – отнюдь не уникальный случай в послевоенной истории Британии. На любовной связи горели члены кабинетов Гарольда Макмиллана и Маргарет Тэтчер. Но то были консерваторы. Особенно не везло со скандалами последнему консервативному кабинету Джона Мэйджора. «Нечистоплотность» – вот обвинение, которое плотно приклеилось к его правительству. Неудивительно, что Тони Блэр в 1997 году вел предвыборную кампанию, обещая обеспечить стране правительство, неуклонно следующее высоким моральным принципам. Эта тактика полностью себя оправдала. Тори потерпели сокрушительное поражение. И вот сегодня «героем дня» становится уже лейборист, да не просто министр, а представитель того крыла партии, которое воплощает традиционные лейбористские ценности и опирается на профсоюзное движение.
Наблюдатели спорят о том, как уход Бланкетта отразится на шансах лейбористов на предстоящих выборах, которые скорее всего состоятся весной 2005 года. Потеря старшего министра не предвещает еще политической зимы. Но на Даунинг-стрит (в резиденции премьера) сотрудники ежатся от холода, утверждает лондонская «Таймс». Однако Тони Блэр славится умением выпутываться из сложных ситуаций. Выпутается и на сей раз, тем более что консервативная оппозиция так и не обрела до сих пор лидера, сумевшего бы ее сплотить, полагают другие комментаторы.
Как бы то ни было, в результате отставки Бланкетта Тони Блэр был вынужден провести перестановки в правительстве. Новым главой МВД назначен Чарльз Кларк, в прошлом занимавший пост министра образования.