В российско-американских отношениях наступил сезон громких объяснений. Последнее из них – во вторник на Совещании глав МИД ОБСЕ в Софии – приняло скандальную форму и убедительно развеяло миф о «геополитическом сговоре» между Владимиром Путиным и Джорджем Бушем. Жесткая полемика по поводу выборов на Украине доказала, что Вашингтон не рассматривает СНГ как законную «зону влияния» России. Госсекретарь США Колин Пауэлл напрямую объяснил Сергею Лаврову, что США не приемлют разговора о чьих-либо «зонах влияния» на постсоветском пространстве.
Таким образом, тема «движения к демократии» вновь противопоставляет две страны: сначала Вашингтон выражал недовольство по поводу «укрепления вертикали власти» в России, теперь Москву обвиняют в стремлении помешать демократическому процессу в соседней стране. И хотя официальные американские представители внешне не склонны преувеличивать остроту вспыхнувшего кризиса в отношениях между США и Россией, он может вновь разгореться после того, как выборы на Украине станут делом прошлого.
«Итогом» двухдневного Совещания глав МИД ОБСЕ стало отсутствие итоговой декларации. Действующий председатель ОБСЕ Соломон Паси выступил со своим заявлением, а Сергей Лавров – со своим. Иными словами, Россия и большинство государств ОБСЕ оказались по разные стороны баррикад. Российская делегация опубликовала перечень претензий к ОБСЕ, подвергнув критике работу организации по наблюдению за выборами и четко дав понять, что Россия не будет выводить войска из Грузии и Приднестровья.
Важнейшей среди встреч в кулуарах сессии стала, бесспорно, беседа между Лавровым и Пауэллом. По словам членов американской делегации, она была «одной из первых, на которых участники говорили не по написанным тезисам». По ее итогам Лавров признал, что в российско-американских отношениях «есть проблемы». Министр объяснил это тем, что у России и США «достаточно широкие» интересы в мире. Вместе с тем Лавров утверждает, что «мы достигли такого уровня партнерства, когда все эти проблемы обсуждаем откровенно и стараемся найти такие решения, которые устраивали бы обе стороны».
Столкновение с Соединенными Штатами в СНГ, прежде всего на Украине, побуждает Россию к дискредитации американской политики в Ираке. Во вторник вечером Путин заявил иракскому премьеру Айяду Алауи на встрече в Кремле: «Откровенно говоря, я не представляю, как можно организовать выборы в условиях полной оккупации страны иностранными войсками, и в то же время не представляю, как вы в одиночку сможете удержать ее от распада». Это заявление резко контрастирует с оптимистичными высказываниями президента США Джорджа Буша.
«Сомнения» Москвы выглядят как предложение своего рода торга: вы учтете наши интересы на пространстве СНГ, а мы – ваши в Ираке. Однако, судя по реакции Вашингтона, американцы не готовы к такому размену. В данный момент они даже пытаются принизить оценки остроты момента. Об этом говорят, например, высказывания на пресс-брифинге официального представителя Госдепартамента Адама Эрли. Он посоветовал журналистам «не делать из мухи слона». Вместе с тем о появлении «раздражителей» в отношениях между США и Россией американские СМИ говорят все чаще.
Виктор Кременюк – замдиректора Института США и Канады, один из наиболее видных специалистов по российско-американской проблематике – считает, что ухудшение отношений между двумя странами обусловлено не столько происходящим на Украине, сколько тем, что наметились разные векторы движения обеих наций. Россия движется в направлении укрепления «вертикалей», сворачивая внешние признаки демократии. А Соединенные Штаты после недавних президентских выборов провозгласили одним из своих главных внешнеполитических приоритетов укрепление, поддержку и строительство демократии в зарубежных странах. Поэтому столкновение между Россией и США было неизбежно. И то, что оно уже происходит в связи с событиями на Украине, вполне логично.
Ухудшение отношений Москвы и Вашингтона вряд ли негативно отразится на таких прагматических сферах нашего сотрудничества, как контроль за вооружениями, нераспространение ядерного оружия, борьба с терроризмом. Все это останется, но будет существовать уже не на фоне близких, доверительных отношений, а так, как это было в период холодной войны: сотрудничество, не переходящее в партнерство.
У России и США немало острых разногласий: это и Украина, и Чечня, и отношение к демократии, бизнесу и средствам массовой информации в России. Между тем, по мнению Кременюка, механизмов для их урегулирования нет: «До войны в Ираке этим механизмом были личные связи между президентами. Однако он разладился после того, как Москва не поддержала Вашингтон по Ираку и у Буша появилось ощущение, что в ответственный момент Владимир Путин его предал».
В свое время американцы оставили постсоветское пространство Борису Ельцину: было негласное разделение сфер влияния, когда Россию хотя и критиковали за концепцию ближнего зарубежья, но тем не менее признавали, что на постсоветском пространстве она играет ведущую роль. Тогда Москва и Вашингтон ссорились больше из-за Балкан, чем из-за происходившего на Кавказе. Сейчас, по мнению Кременюка, эту «договоренность» американцы пересмотрели. Поэтому они достаточно активно укрепляют свои позиции на Северном Кавказе, в Закавказье, в районе Каспийского и Черного морей, на Украине. И о «распределении» сфер ответственности речи уже больше не может идти. «США разве что признают за нами право по-прежнему оставаться старшим братом Лукашенко», – считает эксперт.
Из заявления российской делегации на СМИД ОБСЕ
К сожалению, не удалось найти консенсуса по такому актуальному вопросу, как совершенствование избирательной практики. Тем не менее Россия не считает этот вопрос закрытым и выражает надежду, что в следующем году ОБСЕ удастся провести всеобъемлющий анализ избирательного законодательства в государствах-участниках, разработать единые стандарты, общие критерии и методологию объективного наблюдения за выборами и непредвзятых оценок их итогов...
Из-за позиции отдельных стран не удалось достичь согласия по ряду региональных вопросов.
РФ разочарована тем, что использованный рядом делегаций метод искусственных yвязок и недостойного политического торга сорвал одобрение Советом министров таких объективно назревших инициатив, как проведение семинара по военным доктринам и энергетической конференции.
Сожалеем, что в ходе софийского СМИД без должного внимания остались инициативы стран СНГ по улучшению положения дел в организации... Российская сторона подчеркивает, что в связи с сохраняющимися в работе организации тематическим и географическим перекосами, распространением практики двойных стандартов еще более остро встает вопрос о востребованности ОБСЕ и о ее способности адекватно реагировать на современные вызовы, отвечать реальным потребностям и интересам государств-участников.
В связи с позицией, занятой некоторыми государствами в отношении увязки так называемых стамбульских обязательств (о выводе российских войск из Грузии и Молдавии. – «НГ») с ратификацией Соглашения об адаптации Договора об обычных вооруженных силах в Европе, Российская Федерация заявляет, что не признает ее правомерной.