Глава Временного правительства Айяд Алауи не дал четких гарантий возобновления российских контрактов в Ираке.
Фото Reuters
Сегодня глава временного правительства Ирака Айяд Алауи завершает свой первый рабочий визит в Россию. Во главе представительной делегации министров Алауи прибыл в Москву вечером в понедельник, а вчера во второй половине дня в Кремле его принял президент Российской Федерации Владимир Путин. Переговоры в целом были посвящены нынешней ситуации и возможностям расширения российского участия в восстановлении иракской экономики, прежде всего в нефтегазовой сфере. Все обсуждение, однако, шло в контексте иракского долга России, простить 90% которого Москва уже согласилась. Путин и Алауи затронули также тему предстоящих в Ираке выборов.
Большинство наблюдателей предсказывали, что участники переговоров пока ограничатся заявлениями общего характера. Конкретных же договоренностей предстоит достичь после выборов, когда в стране будут уже не временные, а постоянные и легитимные власти. Подобный сценарий разыгрывался в Москве, когда ровно год назад в декабре 2003 года в Кремле состоялись первые российско-иракские переговоры на высшем уровне после свержения режима Саддама Хусейна. Ирак тогда представлял председатель Временного управляющего совета Абдель Азиз Хаким.
Тем не менее диалог Алауи с Путиным не был пустым разговором. У обеих сторон серьезные интересы друг к другу. Россия хотела бы возвратиться к выполнению нефтяных и иных контрактов, заключенных еще при Саддаме, а Ирак – добиться реструктуризации оставшихся около 2 млрд. долларов долга (из почти 10, 5 млрд. до решения Парижского клуба). Кроме того, нынешнее иракское руководство использует визит для того, чтобы упрочить свое положение на международной арене. Как пишет британская газета «Таймс», через диалог с властями Ирака Москва, в свою очередь, стремится «обеспечить себе возможность влиять на будущее этой страны».
Путин подчеркивает, что Россия действительно заинтересована в скорейшем и полном восстановления государственности Ирака. Но в то же время он не скрывает своих сомнений в том, что нынешнее положение в стране позволит в назначенный срок провести свободные и демократические выборы. Президент России «крайне озабочен непрекращающимся ростом насилия» и «продолжением активных боевых действий». Это, по его словам, «способно поставить под серьезный вопрос возможность проведения в Ираке честных выборов».
В отличие от российского руководителя почти все иракское руководство, кроме министра юстиции Малека Хусни, уверено в обратном. В минувшее воскресенье намерение провести всеобщее голосование 30 января подтвердил после встречи с Джорджем Бушем в Вашингтоне президент страны Гази аль-Явар. Сам Буш также не испытывает никаких сомнений по поводу даты. По мнению ряда аналитиков, однако, противоречие в подходах Кремля и Белого дома скорее больше связано с российскими интересами в Ираке, нежели с российско-американскими отношениями.
Буш утверждает, что ситуация нормализуется и налицо положительная динамика, но факты свидетельствуют об ином. Так, иракский кризис вызвал очередной скандал в США. Восемь военнослужащих американской армии подали на нее в суд. Это прецедент в правовой практике Америки. Из-за ухудшения обстановки в стране многие подразделения американских вооруженных сил получают приказы задержаться в Ираке дольше, чем предполагалось изначально, а некоторым солдатам приходится оставаться на службе даже после истечения их контракта с ВС США. Упомянутые военнослужащие подали иски с требованием не продлевать их командировку в Ирак. Тем временем слушания похожего дела проходят и в Торонто. Там перед судом предстанут трое солдат американской армии, дезертировавших в Канаду после того, как было принято решение направить их подразделения в Ирак.