5 декабря 2004 года исполнилось десять лет Договору о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений. Это – одно из крупнейших соглашений в области разоружения – известно больше как Договор СНВ-1. Этот договор был разработан и подписан Советским Союзом и Соединенными Штатами, а после распада СССР он стал пятисторонним, поскольку к нему присоединились Белоруссия, Казахстан и Украина.
В 60–70-е годы СССР и США еще не были готовы идти на радикальные шаги, ограничиваясь договоренностями, скорее сдерживавшими гонку вооружений на отдельных направлениях и регулировавшими «правила игры». Договор о СНВ стал первым полномасштабным соглашением, охватывавшим все известные виды стратегического наступательного оружия: межконтинентальные баллистические ракеты наземного базирования, баллистические ракеты подводных лодок и пусковые установки этих двух видов ракет, тяжелые бомбардировщики с их вооружениями, а также ядерные крылатые ракеты морского базирования большой дальности (последние, правда, ограничивались особо – в рамках политических обязательств). Для каждой из сторон был установлен резко пониженный по тому времени предел в 1600 носителей и 6000 боезарядов. Как и предусмотрено договором, СНВ России и США были сокращены до этих уровней в течение первых семи лет после его вступления в силу.
Были установлены и серьезные качественные ограничения на СНВ – полный запрет баллистических ракет класса «воздух–земля», запрет превышать согласованное количество боезарядов на каждом типе ракет, оснащать крылатые ракеты разделяющимися головными частями и другие. Был особо оговорен и порядок действий в случае появления у какой-либо из сторон нового вида или типа стратегического наступательного оружия.
Заключение Договора о СНВ, несомненно, снизило риск ядерного конфликта в результате случайного или непреднамеренного пуска оружия. Помимо самого факта сокращения стратегических арсеналов, то есть эффекта формулы – «меньше оружия – меньше риска» практическое значение в этом отношении имели и запрет базировать СНВ за пределами национальных территорий, а также обязательное информирование сторонами друг друга в случае временного размещения тяжелых бомбардировщиков за границей. Между участниками Договора была установлена постоянно действующая связь, которая работает и сейчас. У нас ее обеспечивает Национальный центр по уменьшению ядерной опасности.
Установленная договором система взаимных уведомлений, мер доверия и инспекций привела к высокому уровню прозрачности и предсказуемости во взаимоотношениях России и США в ядерной сфере, что само по себе оказывает стабилизирующее влияние на стратегическую ситуацию в мире.
Подготовка и подписание договора такого характера в эпоху советско-американского противостояния объективно не могли не содействовать снижению напряженности и недоверия в отношениях между СССР и США. В наши же дни этот аспект договора подкрепляет позитивную динамику развития российско-американских отношений.
Заключив Договор о СНВ, Россия и США сделали крупный шаг в реализации статьи VI договора о нераспространении ядерного оружия. В соответствии с этой статьей они обязались вести переговоры об эффективных мерах по прекращению гонки ядерных вооружений и ядерному разоружению. Именно шаг, за которым следуют и другие. В рамках договора действует Совместная комиссия по соблюдению и инспекциям, в которой согласовываются дополнительные договоренности – сейчас их уже несколько десятков, – направленные на совершенствование порядка выполнения установленных требований. Некоторые из них по своему значению могли бы по сути дела рассматриваться как самостоятельные соглашения.
Договор о СНВ заложил основу для дальнейшего движения по пути сокращения стратегических вооружений. Известно мнение, что он чрезмерно объемен и сложен. Пусть так, но, как признают специалисты, договор представляет собой хорошо проработанный свод основных понятий, определений и технических данных, связанных со стратегическим оружием, без которых нельзя обойтись при согласовании новых договоренностей в области СНВ.
Это подтверждает опыт подготовки российско-американского Договора о сокращении стратегических наступательных потенциалов 2002 года, снижающего количество стратегических ядерных боезарядов у каждой из сторон до 1700–2200 единиц. Составить его в столь компактном виде Россия и США смогли только потому, что существует Договор СНВ-1. Не случайно в текст нового договора введена отдельная статья о том, что Договор о СНВ остается в силе в соответствии с его положениями. Не случайно также при его подписании президенты России и США условились – и зафиксировали это в своей Совместной декларации – о том, что положения Договора о СНВ послужат основой доверия, открытости и предсказуемости при дальнейшем сокращении стратегических наступательных потенциалов.
Договор о СНВ будет оставаться в силе еще пять лет – до 5 декабря 2009 года. Он может быть продлен, если стороны договорятся об этом. Какое бы, однако, решение ни приняли его участники, уже сейчас определенно можно сказать, что значение этого договора в истории разоружения, бесспорно, останется позитивным.