Иран объяснился с Россией по поводу договоренностей, достигнутых им на днях с тремя странами ЕС (Франция, Германия, Великобритания) по поводу его ядерной программы. В понедельник в Москве с однодневным визитом побывал председатель внешнеполитического комитета Высшего совета по национальной безопасности Ирана Хоссейн Мусавиян. В тот же день в Тегеране было объявлено о временной приостановке процесса обогащения урана – это сделано в соответствии с договоренностями, достигнутыми Ираном и «тройкой» европейских стран. За приостановку обогащения урана европейцы пообещали Тегерану преференции в экономической сфере. Впоследствии они надеются заключить с Ираном полноценное соглашение, предполагающее отказ Тегерана от военных ядерных программ и поставки европейских ядерных технологий.
В Москве высокопоставленный иранский представитель находился всего несколько часов. Он провел закрытые переговоры с секретарем Совета безопасности Игорем Ивановым. После встречи Мусавиян отметил, что стороны подтвердили готовность активизировать двусторонние отношения в области мирного атома. Отвечая на вопрос корреспондента «НГ» о том, не противоречат ли переговоры с Европой сотрудничеству Ирана с Россией, Мусавиян ответил, что для Тегерана диалог с Москвой и «тройкой» имеют одинаково высокую значимость. Надо понимать, разъяснения данные Тегераном, удовлетворили Москву. Мусавиян отметил, что Игорь Иванов приветствовал договоренности Тегерана с европейской «тройкой» и оценил их как правильные и взвешенные.
Вопрос ядерного сотрудничества между Ираном и Россией, в первую очередь в связи со строительством и обслуживанием АЭС в Бушере, длительное время отрицательно сказывался на отношениях Москвы с США и европейскими странами. Теперь, когда Иран согласился приостановить процесс обогащения урана, подобные проблемы, по мнению наблюдателей, хотя бы временно утратили актуальность.
Мусавиян сообщил, что переговоры о поставке российского ядерного топлива в Иран подошли к завершающей стадии, «остается решить лишь некоторое технические и финансовые вопросы». Это, по словам Мусавияна, должно произойти уже в ходе предстоящего в декабре визита в Тегеран делегации Федерального агентства по атомной энергии во главе с Александром Румянцевым.
Что же касается переговоров с европейцами, то Мусавиян рассказал журналистам, что замораживание процесса обогащения урана продлится ровно столько, сколько будет продолжаться сам диалог. Он особенно подчеркнул, что Иран не давал обещаний о постоянном замораживании, и речь идет лишь о временной приостановке процесса для «создания атмосферы доверия». Мусавиян пояснил, что сторонами были сформированы три рабочие группы, которые уже с 15 декабря этого года начнут изучение возможных направлений дальнейшего сотрудничества между Ираном и Европой. Эти группы к 15 марта подведут итоги своей работы. Если они будут действительно успешными, то и обогащение урана не возобновится.
Мусавиян заявил также, что любые угрозы силового воздействия на Тегеран в связи с его ядерной программой являются «блефом». У страны не вызывает опасений ни возможность ударов, ни передача «ядерного досье» на рассмотрение в СБ ООН с перспективой введения санкций.