Сделанное президентом России Владимиром Путиным в среду заявление о том, что страна разрабатывает новое ядерное оружие, скорее заинтриговало США, нежели встревожило. Представитель администрации Джорджа Буша Адам Эрели заверил, что модернизация российского ядерного арсенала не противоречит договоренностям, достигнутым между двумя странами в мае 2002 года и поэтому не представляет угрозы для США. В свою очередь, однако, высокопоставленный сотрудник Госдепартамента, пожелавший остаться неназванным, заявил Си-эн-эн, что Белый дом намерен узнать дополнительные подробности о российских ядерных разработках. «Мы можем сказать, что тут не о чем беспокоиться, однако Путин сообщил очень мало подробностей и мы пытаемся понять, говорил ли он о том, что мы думаем, или же это что-то, выходящее за рамки соглашений?» Таким образом, официальный Вашингтон лишь сделал вид, что ему безразлично сказанное Путиным.
Значительно большее беспокойство у Госдепартамента вызывает Иран. Вашингтон впервые обвинил Исламскую Республику в попытках создания не только ядерного оружия, но и средств его доставки. Выступая перед журналистами по дороге в Чили, где проходит форум АТЭС, уходящий в отставку госсекретарь Колин Пауэлл заявил, что он был ознакомлен с «данными разведки, согласно которым Тегеран активно работает над системой доставки» ядерного заряда к цели.
На прошлой неделе министр обороны Ирана Али Шамхани сообщил, что Исламская Республика поставила на конвейерное производство ракету «Шахаб-3», способную достигать Израиля и стран Европы. Располагая одновременно и ядерным, и стратегическим оружием «они (иранцы. – «НГ») прикладывают все усилия, чтобы объединить одно с другим», – утверждает Пауэлл. Он добавил, что полученная им информация может оказаться лишним «подтверждением того, о чем заявили на днях иранские диссиденты». Напомним, что в среду высокопоставленный представитель Национального совета сопротивления в Иране Фарид Солеймани рассказал репортерам в Вене, что иранские военные скрывают на севере страны предприятие по обогащению урана, которым руководит один из ведущих ядерщиков Мохсен Фахри-заде.
Между тем подобные утверждения расходятся с данными МАГАТЭ. В докладе агентства, опубликованном на этой неделе, утверждается, что «все декларированные ядерные материалы в Иране были учтены, поэтому они не могут быть частью запрещенной деятельности». Иными словами, ядерный объект на севере Ирана либо скрыт от МАГАТЭ, либо выдумка диссидента.
В ближайший понедельник вступит в силу договоренность между Ираном и европейским «трио» (Великобритания, Франция, Германия), согласно которой Тегеран временно приостанавливает процесс обогащения урана в обмен на экономические льготы. Президент Ирана Мохаммад Хатами назвал эту сделку «победой», пояснив, что это «признание права страны пользоваться ядерной энергией». Колин Пауэлл оценил соглашение как «прогресс», но добавил, что США пока не решили, какие шаги предпринимать в связи с этим. Ранее американская администрация не раз подчеркивала свое намерение передать вопрос Ирана в Совет Безопасности ООН.