Сегодня в повестке дня Европейского парламента вновь значится утверждение нового состава Комиссии (правительства) ЕС, которую возглавляет экс-премьер Португалии Жозе Мануэл Дуран Баррозу. Три недели назад, столкнувшись с серьезной оппозицией и опасаясь почти неминуемого вотума недоверия, он предпочел снять этот вопрос с голосования в Страсбурге. Но сегодня ситуация иная. Необходимое большинство надежно обеспечено фракциями консерваторов, а также социалистов и либералов. Последние, сменив гнев на милость, заявили о готовности поддержать скорректированный состав Комиссии.
Главное новшество – это замена итальянского кандидата на пост одного из заместителей Баррозу и комиссара внутренних дел и юстиции. Вместо Рокко Буттильоне, который формально не понравился депутатам критическими высказываниями о гомосексуалистах, Рим выдвинул своего министра иностранных дел Франко Фраттини. Против него возражений в Страсбурге нет. Кроме как у «зеленых», но их мандаты исхода голосования не решают.
Рига была вынуждена отозвать Ингриду Удре. Баррозу хотел доверить ей портфель таможенного и налогового комиссара. Но депутатам на предварительных европарламентских слушаниях не понравились некоторые сомнительные стороны ее политдеятельности «дома». Это направление перейдет теперь к Ласло Ковачу, который намечался на пост главного евроэнергетика, но был признан в Страсбурге некомпетентным в таких делах. Будапешту с трудом удалось спасти своего экс-министра иностранных дел путем перемещения на таможенно-налоговый пост, а энергетика в порядке рокировки достанется представителю Латвии Андрису Пибалгсу.
Собственно, этим исчерпываются перемены, произведенные Баррозу. «Свалить» других кандидатов, подвергшихся критике (а их было шестеро), европарламентариям не удалось. Они очень хотели, например, хотя бы пересадить в другое кресло Неели Крёз, предложенную Нидерландами в качестве комиссара по вопросам конкуренции. В Страсбурге заговорили о конфликте интересов: настораживают ее связи в промышленных кругах. В недавнем прошлом она входила в наблюдательные советы ряда промышленных и консультативных фирм. Но по настоянию премьер-министра Нидерландов Яна Петера Балкененде, чья страна председательствует сейчас в ЕС, этот важный портфель за ней все-таки остался.
В целом успех Европарламента, впервые показавшего зубы и заставившего внести коррективы в первоначальный состав Комиссии ЕС, налицо. Создан прецедент. Он побуждает правительства 25 стран ЕС пересмотреть практику выдвижения «своих людей» в исполнительный орган сообщества, которое зачастую происходит по внутриполитическим соображениям и без достаточной компетентности кандидатов. Продемонстрированная самостоятельность Европарламента не обещает легкой жизни и Комиссии Баррозу.
Итак, в следующий понедельник новая Комиссия ЕС сможет наконец с трехнедельным опозданием «взять власть» в брюссельской штаб-квартире союза и приступить к своим обязанностям. Уже 25 ноября состоится отложенный саммит РФ–ЕС. Это будет первый прямой российский контакт с новым главой Комиссии ЕС и его коллегами. С ними Москве предстоит решать проблемы партнерства на протяжении ближайшего пятилетия.