Российский МИД исключает, что вопрос Калининграда может быть отнесен к территориальным. Об этом в воскресенье заявил руководитель российского внешнеполитического ведомства Сергей Лавров. Он сказал, что «никаких формальных притязаний, кем-либо когда-либо оформленных (в отношении Калининграда. – «НГ») нет». Правда, напомнил он, «есть политики и политиканы, которые пытаются поднять тему неких «исторически утерянных» земель». Тем самым Лавров напомнил о недавней инициативе оппозиционной фракции в немецком парламенте ХДС/ХСС, попытавшейся поставить под сомнение целесообразность сохранения Калининграда в составе РФ.
«НГ» первой обратила внимание (см. «НГ» 15.10.04) на то, что в парламентском документе, направленном ХДС/ХСС в адрес федерального канцлера Герхарда Шрёдера, субъект РФ называется Кенигсбергской областью. Не менее скандально выглядели требования авторов запроса к правительству дать оценку «размышлениям» относительно превращения Калининградской области в некое еврообразование в географических границах бывшей Восточной Пруссии, да еще под названием «Пруссиа». Были в запросе и едва завуалированные «рецепты» вычленения области из правового и таможенного пространства России.
На днях правительство ФРГ вновь заявило: «Калининградская область является частью Российской Федерации». Эта констатация содержится в ответе федерального правительства на запрос ХДС/ХСС. «НГ» получила полный текст документа, представленного бундестагу германским МИДом от имени правительства.
Например, депутатов бундестага интересовало мнение правительства по поводу «соображений о созыве под патронатом ЕС конференции «Экономическое будущее Кенигсбергской области» с участием России, Эстонии, Латвии, Литвы и Польши, а также представителей Калининградской области и ФРГ». Федеральное правительство заявило, что не знакомо с подобными замыслами. С подтекстом был и вопрос о «военном использовании Кенигсбергской области», которое может помешать «развитию кенигсбергской экономики и туризма». Из кабинета Шрёдера ответили следующее: у правительства «нет сведений насчет того, чтобы военное использование препятствовало экономике и туризму в Калининградской области».
Отведя одиозные вопросы оппозиции, федеральное правительство в остальных ответах подтверждает практическую линию содействия благополучию Калининградской области и ее населения в рамках стратегического партнерства с Россией, взаимодействия с ЕС, соседними с анклавом государствами, странами Балтийского моря. В ответе подчеркивается, что «российско-германские экономические отношения развиваются очень хорошо», в том числе к выгоде Калининградской области.