Наследником Ясира Арафата скорее всего станет Махмуд Аббас (Абу Мазен). После переходного периода в Палестинской автономии состоятся выборы, результаты которых многим очевидны уже сегодня. Абу Мазен, подавший в отставку с поста главы правительства автономии из-за разногласий с Арафатом и неготовности последнего предоставить ему достаточные полномочия, вернется к «рулю» уже без тени раиса за спиной. Уроженец Цфата, центра иудейского мистицизма и каббалы, интересовался Израилем задолго до того, как сел за стол переговоров с израильтянами. В 1982 году Махмуд Аббас защитил докторскую диссертацию в московском Институте востоковедения. В своей работе он доказывал наличие связи между нацистами и сионистским движением в годы Второй мировой войны. Масштабы Холокоста, по тогдашнему утверждению Абу Мазена, были сильно преувеличены (погибло не более 500 000 человек).
Несмотря на подобные взгляды, он стал одним из инициаторов израильско-палестинских переговоров 1993 года в Осло. Два года спустя он и один из израильских радикалов левого крыла Йоси Бейлин заключили неофициальное соглашение о принципах постоянного урегулирования конфликтов между Израилем и палестинцами. Тогда оно не было реализовано из-за израильских внутриполитических коллизий.
Позже, подвергнувшись критике со стороны своих соратников по руководству ПА, Абу Мазен пытался отказаться от своих слов и компромиссов. Он возглавлял комиссию по вопросам беженцев во время Кэмп-Дэвидской конференции 2000 года. Сам выросший в семье беженцев, Абу Мазен считал этот вопрос главным в палестино-израильском конфликте. Во время последней интифады он не раз критиковал путь террора и насилия, который исповедовал Арафат. Но для эффективного руководства ПА Абу Мазену недостаточно только добрых намерений. Мощная оппозиция, состоящая из крупных, подобных ХАМАС, и множества мелких вооруженных формирований, отсутствие демократических традиций, анархия власти – все это делает первейшей задачей нового палестинского лидера стабилизацию положения в автономии, и только потом – возможные переговоры с Израилем.
Со своей стороны, администрация Джорджа Буша не будет оставаться сторонним наблюдателем в ближневосточном конфликте. Выступая на совместной с премьер-министром Великобритании Тони Блэром пресс-конференции в минувшую пятницу, то есть в день похорон Арафата, Буш заявил, что в ближайшие четыре года приложит все усилия и все свое влияние для реализации мирного плана «Дорожная карта» и создания палестинского государства. Не связанный более необходимостью добиваться переизбрания, а значит – относительно свободный в своих действиях президент США готов оказать наследнику Арафата максимальную поддержку на пути проведения реформ и возобновления изриальско-палестинского диалога.
Израиль относится к происходящему сдержанно. «Если у палестинцев появится умеренное, прагматичное руководство, которое будет эффективно бороться с террором, насилием и подстрекательством к ним, то Израиль будет готов к согласованию спорных вопросов и даже к возобновлению переговоров», – заявил Ариэль Шарон. Впрочем, не все в его кабинете разделяют этот осторожный оптимизм. Министр финансов Биньямин Нетаньяху – главный внутриправительственный оппозиционер – крайне пессимистично высказался о перспективах послеарафатовского правительства автономии.
И Буш, и Шарон, и Абу Мазен заинтересованы в возобновлении диалога. Из этой тройки только Буш твердо знает, как долго он останется у власти. Предстоящие (или даже досрочные в случае падения правительства Шарона) выборы в Израиле и катаклизмы внутри Палестинской автономии могут в одночасье изменить расстановку сил. Несмотря на то что уход Арафата и переизбрание Буша открывают перед конфликтующими сторонами новые возможности, никто сегодня не возьмется предсказать, куда завтра подует политический ветер.
Иерусалим