Это был страстный оратор, выходивший на трибуну в полувоенной форме.
Фото Reuters
Палестинский лидер Ясир Арафат, о кончине которого было объявлено в Париже в ночь на четверг, – яркая и весьма своеобразная фигура современного мира. Среди палестинцев нет человека, который имел бы столько имен, прозвищ и официальных титулов. Человек, при рождении получивший имя Мухаммед Абдель Рауф Арафат аль-Кудва аль-Хусейни, во взрослом состоянии изменил его на более краткое – Ясир Арафат. А еще он был известен под подпольной кличкой Абу Аммар.
Внушителен и перечень его постов: глава Палестинской национальной администрации, председатель исполкома Организации освобождения Палестины, руководитель одной из составляющих ООП – организации ФАТХ, главнокомандующий палестинскими вооруженными силами. Палестинцы называли его просто «президентом».
В оценке его деятельности нет серых или нейтральных тонов. Палестинцы считали его своим вождем, противники – террористом.
Арафат был всемирно признанным политиком, но вместе с тем в течение последних трех лет практически оставался узником Мукаты, резиденции в палестинском городе Рамаллахе, из которой он не мог выехать и даже выйти на улицу.
Это был страстный оратор, выходивший на трибуну в полувоенном френче с пистолетной кобурой на поясе, и в то же время страдавший от ряда заболеваний все более дряхлевший ветеран.
Скромный в личных потребностях человек и одновременно мультимиллионер или даже, по слухам, миллиардер, достояние которого никак не могут разделить на «личное» и «общественное» его сподвижники и семья.
Арафату была присуждена Международная премия мира – на двоих вместе с бывшим израильским премьером Ицхаком Рабином, с которым они подписали известное Соглашение в Осло 1993 года, направленное на достижение мира на Ближнем Востоке. Сам мир не состоялся, так же как мечта и цель жизни Арафата – создание независимого палестинского государства.
═
Лидер, мифотворец, человек-история
═
Ясир Арафат для палестинского народа – это не просто глава. Это единственный и признанный лидер. Это символ палестинского народа, о котором не принято думать плохо. Это человек-история. Френч и трехдневная щетина бойца, традиционная черно-белая куфия, которую в России прозвали «арафаткой», еще долго будут ассоциироваться с первым лидером Палестинской автономии.
Современники по-разному относились к фигуре Арафата. Одни считали его мучеником за свободу, другие великим хитрецом, третьи называли то террористом, то даже сложнее – «политическим экстремистом, закрывающим глаза на терроризм». Он носил ярлыки то миротворца, то диктатора. И при всем том оставался единственным признанным лидером палестинцев.
Его биография обросла огромным количеством слухов и мифов. Какие из этих мифов правдивы – сказать сложно. Надо признать, что отчасти Арафат сам, не осознавая этого, создавал мифы. На протяжении всей своей карьеры Арафат выглядел по-разному. В Саудовской Аравии он одевался как правоверный мусульманин, в коммунистическом Китае выступал как революционер, а перед баасистскими режимами в Сирии и Ираке представал как панарабский националист.
Для Арафата определяющим в его карьере оказалось политическое везение. Он появился на ближневосточной сцене как нельзя вовремя. К моменту создания организации ФАТХ, лидером которой и стал Арафат, можно было говорить о формировании палестинской нации.
До сих пор неизвестна точная дата и место рождения Ясира Арафата. Сам он не раз говорил, что родился в Иерусалиме 4 августа 1929 года. По официальным же данным, он родился 24 августа 1929 года в Каире. Его отец Абдель Рауф работал торговцем пряностями, курсируя между Египтом и Палестиной. Его жена Захва принадлежала к уважаемому иерусалимскому семейству Абу Сауд.
Уже в студенческие годы Арафат примыкает к «Братьям-мусульманам» и выступает за священную борьбу с Израилем. В возрасте 27 лет с дипломом инженера Арафат покидает Каир. И уже через год в Кувейте он возглавляет организацию ФАТХ – по первым буквам «Харакат тахрир Фаластын» («Движение за освобождение Палестины»). После войны 1967 года Арафат приезжает на оккупированный Западный берег реки Иордан. Несколько месяцев он скрывается от преследований и пытается организовать местное население. Ему пришлось вместе со своими людьми перебраться на другой берег Иордана. Но и там опальному лидеру и его соратникам не рады. Иорданский король Хусейн решает восстановить свою власть силой. Изгнанный из Иордании, Арафат со своими людьми находит прибежище в Ливане.
═
Винтовка и оливковая ветвь
═
В 1974 году Арафат отмежевывается от терроризма. Выступая с трибуны Генеральной Ассамблеи ООН, он заявляет, что «в одной руке держит винтовку, а в другой – оливковую ветвь».
В середине 80-х годов разгорается интифада. В 1993 году состоялось подписание договора между Ясиром Арафатом и Ицхаком Рабином, по которому палестинцы получили автономию в секторе Газа и городе Иерихон на Западном берегу реки Иордан. Мирный договор подразумевал в дальнейшем создание палестинского государства. Но мира так и не последовало.
В июле 2000 года в Кэмп-Дэвиде Ясир Арафат ведет переговоры с израильским премьером Эхудом Бараком. Присутствовавший на встрече американец Деннис Росс вспоминает: «Это правда, что господин Арафат «не отвергал» идеи, которые ему предложила администрация Клинтона. Вместо этого он выкинул классический номер «а-ля Арафат». Он не сказал ни да, ни нет.
Всю свою жизнь Арафат говорил: «Моя жена – палестинская революция». Однако в 1992 году в 63-летнем возрасте Арафат женился на своей советнице по экономическим вопросам 28-летней Сухе Тавил. У них даже родилась дочь.
За всю его политическую карьеру на него было совершено неимоверное количество покушений. Одно из самых громких случилось в 1985 году в Ливане, когда под обломками разрушенного израильтянами здания погибли 73 соратника Арафата. Раис в этот день решил пораньше уйти с работы. У него было невероятное стремление к жизни. Именно оно постоянно спасало Арафата. В тот момент, когда соратники начинали его хоронить, он неизменно воскресал.
═
Ныне судьбы «палестинца
═
№ 1» и палестинского народа разошлись. Палестинцам теперь предстоит самим, уже без участия своего лидера, найти пути осуществления своих национальных чаяний, борьбе за которые Арафат посвятил почти шесть десятков из прожитых им 75 лет.
Иерусалим