Палестина вступает в период нестабильности. Его длительность будет зависеть от того, до какого состояния дошел распад инфраструктуры на территориях. Можно также предвидеть значительное усиление исламистов, хотя нельзя исключить и их интеграцию в систему власти и создание системы палестинского национального консенсуса.
Это благоприятный итог развития событий. Неблагоприятный – это гражданская война на территориях. Уже сегодня есть очень серьезные факты, заставляющие говорить о такой возможности. В частности, это недавний конфликт в Вифлееме между палестинской полицией и активистами ФАТХа, потребовавшими закрыть христианские лавки в знак траура по Арафату. Серьезный конфликт вызвало и заявление Сухи Арафат о том, что руководители ПА – это шайка заговорщиков, которая живьем хотела похоронить ее мужа.
Ситуацию в многочисленных анклавах, из которых состоят палестинские территории, контролируют разные люди. Каждый город, каждый полевой командир является единицей, подчиненной самому себе. И не исключено, что палестинская национальная администрация потеряет теперь контроль над значительной частью сектора Газа и Западного берега реки Иордан. За последние три года сам Арафат с трудом контролировал территориальные анклавы Газы и Западного берега. Это видно хотя бы из тех конфликтов, которые вспыхнули при попытке раиса назначить своего племянника на руководящий пост в Газе. Захваты постов палестинской полиции, перестрелки различных группировок – это фактически преддверие той самой гражданской войны, причем еще при жизни Арафата.
В Палестине есть несколько сил, которые будут бороться за власть. Это исламский блок: в первую очередь – движение ХАМАС, «Исламский джихад»; это многочисленных силовые группировки и их командиры – как группировки ФАТХа, так и примыкающие к ним; самые сильные полевые командиры – это Джибрил Раджуб на Западном берегу и Мухаммед Дахлан в Газе. Это также ветераны Организации освобождения Палестины (ООП), находящиеся сегодня у руля, такие, как Махмуд Аббас, и в гораздо меньшей степени Ахмед Куреи, Набиль Шаат и т.д. Возможна коалиция палестинских «силовиков» с ветеранами политической сцены. Возможна также интеграция в их ряды умеренных лидеров исламистов. Но почти наверняка единого лидера по завершении переходного периода у палестинцев не окажется.