После смерти Арафата Ближний Восток ждут большие проблемы. У нас и так уже немало неприятностей – прежде всего в Ираке. Теперь же добавится проблема дестабилизации и внутренней борьбы в Палестинской автономии (ПА). Сегодня в ПА существуют три уровня власти. Во-первых, формальный уровень, представленный Законодательным советом, а также палестинской национальной администрацией и Организацией освобождения Палестины (ООП). Эта власть значительно ослабла за последние годы. Ослабли и фрагментировались службы безопасности автономии. Не последнюю роль в этом сыграл нажим Израиля. Второй уровень представлен организациями типа ХАМАС, действующими на территориях независимо от законной власти. Наконец, третий уровень – это местные формирования с различной идеологической, а порой и откровенно криминальной ориентацией.
Все перечисленные силы противостоят друг другу, что позволяет провести параллели с ситуацией, сложившейся сейчас в некоторых частях Ирака. После смерти Арафата произойдет дальнейшее ослабление легитимной власти в автономии, что может перерасти в хаос. А в такой ситуации, возможно, потребуется вмешательство Израиля. В свою очередь, не исключено, что последнее приведет к еще большему ухудшению обстановки, причем на всем Ближнем Востоке.
Вопрос раздела власти после смерти Арафата становится ключевым. Естественно, на первый план выходят представители формальной власти – те, кто обладает некоторой степенью легитимности в соответствии с палестинскими законами. Речь идет о генсеке исполкома ООП Абу Мазене, премьер-министре Ахмеде Куреи и в какой-то мере о Раухе Фатухе – спикере Законодательного совета. Последний предположительно будет возглавлять ПА после смерти Арафата в течение 60 дней. Однако смогут ли палестинцы организовать выборы в отведенные два месяца в условиях израильской оккупации. Если этого не произойдет, то те, кто окажется у власти, с точки зрения закона больше не будут обладать полномочиями, а обделенные властью попытаются завладеть ею. Но не конституционным путем, а посредством революции.
Каир