Арафат ушел в историю вместе с деньгами палестинского сопротивления.
Фото Reuters
После долгих колебаний и консультаций с высокопоставленными представителями органов безопасности страны Израиль дал вчера согласие на захоронение главы Палестинской автономии Ясира Арафата в его резиденции Муката в Рамаллахе. Президент Египта Хосни Мубарак предложил провести прощальную церемонию в Каире, где, согласно официальной биографии, 75 лет назад родился раис. Сам Арафат завещал похоронить себя на Храмовой горе, но израильские власти, и прежде всего премьер-министр Ариэль Шарон, категорически против этого. Суха Арафат, жена раиса, не высказала своего мнения относительно места захоронения палестинского лидера. Ее недоброжелатели, а также большинство высокопоставленных лиц в автономии уверены, что Суха до последнего момента вела борьбу за деньги мужа.
Традиционно финансовое состояния Ясира Арафата оценивается в 1 млрд. долл. Тем не менее в начале этой недели телеканал «Аль-Джазира» сообщил, что капиталы раиса колеблются между 4,2 и 6,5 млрд. долл. Некоторые палестинские источники утверждают, что глава ПА владеет не менее чем 3 млрд. долл. В 2003 году Арафат оказался на 6-м месте в списке самых богатых «королей, королев и диктаторов» в мире, опубликованном журналом «Форбс». По данным издания, у Арафата 300 млн. долл. В любом случае, однако, речь идет о внушительной сумме.
Считается, что всеми денежными делами раиса кроме него самого ведает только его финансовый советник Мохаммед Рашид. Есть, правда, и еще ряд фигур, активно участвующих в распределении и реализации палестинских средств – это прежде всего руководители нескольких десятков палестинских монополий (люди, лично приближенные к Арафату) и его жена Суха. Израильские источники утверждают, что большая часть палестинских и принадлежащих лично раису средств вывезены за границу в период с 1995 по 2000 год. Где именно находятся деньги раиса и как они используются, остается загадкой.
В то же время достаточно легко проследить источники обогащения Арафата и его ближайшего окружения. Эксперты выделяют три основных направления финансовых потоков: иностранные инвестиции и гранты на развитие палестинской экономики, налоги и, наконец, «подарки» – суммы, которые Арафат получал за те или иные услуги.
Арафату удалось аккумулировать большие суммы благодаря нефтяному буму и помощи арабских наций. Больше всего накоплений приходится на период с 1970-х по 1980-е гг. В арабских странах взимались налоги с палестинцев и их предприятий, которые затем направлялись в Кувейт, Саудовскую Аравию и другие богатые государства. Эти средства накапливались, а также использовались палестинцами, находившимися в изгнании, для создания предприятий в Европе, в США, в Африке, а также в самих арабских странах. Доход фирм шел на революционные нужды. Ну а революционеры, как правило, бухгалтерию не ведут.
Значительная часть денег была инвестирована в бизнес самого Арафата. А это компании мобильной связи в Тунисе, супермаркеты и авиакомпании в Восточной Африке, ряд объектов в Западной Африке, а также в арабском мире и Европе, включая гостиницы.
По мнению Института изучения ближневосточной прессы, основными игроками на финансовом фронте ПА являются Мохаммед Рашид и его Компания коммерческих услуг, а также Палестинская компания развития и инвестиций (ПКРИ), зарегистрированная в Либерии. Последняя контролирует львиную долью инвестиционного рынка Палестинской автономии и имеет многочисленные дочерние компании и филиалы. Сфера деятельности ПКРИ охватывает все важные отрасли палестинской экономики, начиная с промышленности и заканчивая туризмом и коммуникациями. Эта же либерийская компания занята на рынке ценных бумаг автономии. Владельцами ПКРИ являются двоюродные братья министра национальной экономики Махера аль-Масри – близкого друга раиса.
Компания коммерческих услуг (ККУ), находящаяся в подчинении Мохаммеда Рашида, считается государственной структурой. Она контролирует не менее четырех ведущих статей палестинского импорта: цемент, мука, нефть и табак. Согласно опубликованному в прошлом году докладу МВФ, ККУ и ее подразделения накопили на своих счетах до 897,6 млн. долл., но к 1999 году они полностью исчезли. Проследить движение этих средств так и не удалось. В середине 2003 года французская прокуратура начала расследование на предмет отмывания денег. Под подозрением оказалась Суха Арафат. Следствию удалось выяснить лишь то, что на счетах Сухи во Франции и Швейцарии хранится 11,5 млн. долл.
В том же докладе сообщается, что, когда в самом начале второй интифады в Палестинской автономии начался кризис, по требованию стран-доноров Арафат вернул на палестинские счета около 119 млн. долл., но остальные 778 млн. пропали окончательно.
После подписания соглашения в Осло в 1993 году между Арафатом и Израилем был заключен тайный договор, по смыслу которого все налоги, собираемые израильскими властями с палестинских территорий, автоматически перечислялись на личные счета раиса, сообщает Ассошиэйтед Пресс. По данным агентства, начиная с 80-х годов арабские страны ежегодно отдавали Палестинской автономии 200 млн. долл., распределением которых также заведовал Арафат. В обмен на поддержку при первой войне в Персидском заливе Саддам Хусейн дал раису 150 млн. долл. Делилось деньгами с палестинским лидером и КГБ, утверждает АП.
Учитывая тот факт, что Арафат практически стер границу между собственными средствами и деньгами, предоставляемыми Организации освобождения Палестины и Палестинской автономии, мир серьезно обеспокоился тем, как эту линию теперь восстановить. Предполагается, что «миллиарды» Арафата лежат прежде всего в швейцарских банках. Но последние, как правило, не отдают авуаров умерших или отставленных политиков. И если не существует абсолютно выверенной системы управления этими счетами, то это означает, что деньги палестинского народа потеряны. Это означает, что Палестина оставлена на милость великих держав.