– Господин Симмонс, чем обусловлена необходимость введения должности спецпредставителя генсека НАТО на Кавказе и в Центральной Азии?
═
– На июньском саммите НАТО в Стамбуле было решено усилить сотрудничество со стратегически важными регионами Кавказа и Центральной Азии.
И союзники выступили за то, чтобы Яап де Хооп Схеффер назначил своего спецпредставителя в этих двух регионах. Я очень рад, что он предложил этот пост именно мне. Я являюсь одновременно заместителем помощника генерального секретаря НАТО по вопросам сотрудничества и партнерства в области безопасности. На том же саммите было решено назначить по одному офицеру связи на Кавказе и в Центральной Азии. Они будут находиться каждый в своем регионе, чтобы непосредственно работать с властями по программе «Партнерство ради мира» и по важным вопросам оборонной реформы.
═
– Что конкретно входит в ваши новые обязанности?
═
– Моей основной обязанностью является установление контактов на высоком уровне с представителями руководства, чтобы быть в курсе их мнений по поводу программ сотрудничества с НАТО в области региональной безопасности и докладывать об этом генсеку. С этой целью я сопровождал его в поездке в Центральную Азию и в начале ноября во время визита на Кавказ, где я и был представлен моим будущим собеседникам. К моим задачам относится также оценка общей роли НАТО в обоих регионах и оказание содействия офицерам связи в предоставлении рекомендаций, которыми партнеры могут воспользоваться, чтобы укрепить сотрудничество с НАТО.
═
– Какие страны вы курируете?
═
– Я работаю со странами, которые участвуют в программе «Партнерство ради мира». Это Армения, Азербайджан и Грузия в Закавказье, а также Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан в Центральной Азии.
═
– Кто выступает в качестве ваших собеседников в этих регионах?
═
– Я бы хотел установить хорошие рабочие отношения с широким кругом деятелей в обоих регионах, в том числе, конечно, с высокопоставленными представителями властей в каждом из государств – участников Совета Евроатлантического партнерства и программы «Партнерство ради мира». Я также заинтересован в тесном сотрудничестве с моими коллегами в миссиях Европейского союза и ОБСЕ в регионах – для того чтобы сотрудничество с НАТО служило дополнением к программам этих организаций.
═
– Включает ли ваш мандат ведение переговоров с российскими властями, учитывая тот факт, что часть Кавказа является частью территории России, у которой есть интересы во всем Кавказском регионе и в Центральной Азии?
═
– Россия остается ключевым партнером Североатлантического союза, и наше практическое сотрудничество продолжает развиваться в рамках Совета Россия–НАТО.
Россия – большое государство, граничащее с обоими регионами, и имеет давние политические и экономические связи со всеми расположенными там государствами. Как говорит наш генеральный секретарь, необходимо преодолеть старые привычки конкуренции. Мы должны осознать, что у нас множество общих интересов. Мы все желаем, чтобы страны в этих регионах развивались в условиях добрососедства как мирные процветающие общества. Мы все озабочены угрозами, с которыми нам и странам региона приходится сталкиваться, – это терроризм, распространение ОМУ, несостоявшиеся государства и замороженные конфликты. В Совете Россия–НАТО мы постарались вывести на первый план эти общие интересы: мы регулярно проводим консультации о положении дел в Афганистане и периодически обсуждаем ситуацию в Грузии. Мы вместе оцениваем угрозу, которую представляет исламский экстремизм в Центральной Азии.
═
– У вас есть конкретные предложения по грузино-осетинскому, грузино-абхазскому и карабахскому конфликтам?
═
– НАТО непосредственно не участвует в поиске решений этих застарелых конфликтов. Тем не менее мы полностью поддерживаем усилия, предпринимаемые организациями и посредниками, работающими над поиском решений этих конфликтов. Конфликты продолжают сдерживать развитие всего Кавказского региона. В то же время НАТО играет важную роль в укреплении сотрудничества между странами региона и всеми нашими партнерами. И мы надеемся, что это окажет положительное воздействие на стабильность и безопасность на Кавказе.
═
– Есть ли у НАТО какие-либо предложения для России в области борьбы с терроризмом в регионе?
═
– НАТО и Россия являются партнерами в борьбе с терроризмом и не раз подтверждали общее стремление покончить с этим злом. Совет Россия–НАТО собирался на внеочередное заседание, чтобы обсудить трагедию в Беслане и ее более широкие последствия. Члены Совета единогласно заявили, что шокированы и возмущены этими ужасными событиями. Сам по себе терроризм – это комплексная угроза, и стратегия эффективной борьбы с ней должна быть также многогранна. В рамках Совета Россия–НАТО мы создали масштабную программу практического сотрудничества: совместная оценка конкретных угроз, обмен опытом о том, какую роль должны играть вооруженные силы в этом направлении, расширенное сотрудничество в защите гражданского населения. Продолжаются переговоры о возможности участия России в антитеррористических морских патрулях НАТО в Средиземном море, а в настоящий момент мы разрабатываем всеобъемлющий план действий России и НАТО против терроризма – для дальнейшей активизации наших усилий в этой сфере.
═
– Ожидает ли НАТО, что Россия будет играть более активную роль в стабилизации положения в Афганистане? Если да, то какой она вам видится?
═
– Россия и НАТО одинаково заинтересованы в стабильном, демократическом и процветающем Афганистане, который более не будет представлять угрозу для своих соседей и остального мира. Крайне важным является успех усилий возглавляемых НАТО Международных сил обеспечения безопасности в Афганистане (ИСАФ). Мы пытаемся сотрудничать с Россией в области обмена информацией, а также воздушного и сухопутного транзита. Сейчас мы разрабатываем дополнительные практические меры, в частности, рассматриваем вопрос присоединения России к Соглашению о партнерстве ради мирного статуса вооруженных сил, а также готовим рамочное соглашение о стратегической поддержке воздушных перебросок. Это позволило бы нам добиться еще более тесного сотрудничества. В конце октября Совет Россия–НАТО провел семинар экспертов в Брюсселе для изучения потенциала практического сотрудничества России и Североатлантического союза в противодействии угрозам афганского наркотрафика.