В Израиле более всего опасаются хаоса, который может возникнуть в условиях вакуума власти на палестинских территориях.
Фото Reuters
Второе за последнюю неделю резкое ухудшение здоровья Ясира Арафата вновь заставило израильские силовые структуры сосредоточить свое внимание на последствия возможной кончины палестинского лидера. Вчерашнее заседание руководителей органов безопасности Израиля, в котором приняли участие министр обороны Шауль Мофаз, главнокомандующий израильской армией Моше Яалон и ряд других высокопоставленных лиц, совпало с известием о том, что Арафат попал в отделение интенсивной терапии. По данным Рейтер, палестинский лидер в коме.
Раису стало плохо через несколько часов, после того как он узнал результаты американских выборов. И все же Арафат успел поздравить Буша с победой, выразив надежду на то, что президент США «учтет потребность Ближнего Востока в мире». СМИ Израиля сообщили, что состояние Арафата «критическое», так как у него отказывают жизненно важные органы. В свою очередь, палестинская сторона заверила, что речь идет лишь о временных осложнениях.
В отличие от израильских палестинские спецслужбы не готовятся к возможному развитию событий после смерти Арафата. По крайней мере сотрудники органов безопасности ПА сообщили, что раис запрещал даже обсуждать подобную возможность.
Кандидатура нового лидера автономии в случае кончины Арафата остается под большим вопросом. Вчера появилась информация, что к Арафату в госпиталь должен прибыть бывший премьер-министр ПА Махмуд Аббас. Наблюдатели заговорили, что именно он может быть назван приемником. Вчера состоялось срочное совещание представителей палестинского руководства.
В Израиле более всего опасаются хаоса, который может возникнуть в условиях вакуума власти на палестинских территориях. Депутат кнессета от правой партии Национальное единство Юрий Штерн в интервью «НГ» сказал: «Такой вариант возможен. После смерти Арафата к власти в Палестинской автономии могут прийти как фанатичные элементы, что приведет к хаосу, так и умеренное, прагматичное руководство». После его ухода со сцены, многие в Палестинской автономии захотят участвовать в переделе власти. Особенно активной и, возможно, вооруженной, будет борьба между представителями старшего и младшего поколения ФАТХа. В борьбе за передел власти примет участие и радикальная исламская организация ХАМАС, которая после ликвидации израильтянами шейха Ясина и Абдель-Азиза Рантиси сама испытывает проблемы с лидерством. В течение всего последнего года в Армии обороны Израиля разрабатывался план под кодовым названием «Новый лист», который предусматривает степень участия армии в подавлении беспорядков «на следующий день» после объявления о кончине Арафата.
По мнению многих наблюдателей, смерть главы Палестинской автономии за границей выгодна Израилю. Во-первых, это бы предотвратило возможные спекуляции о причастности Израиля к его кончине. Во-вторых, захоронение палестинского лидера на Храмовой горе в Иерусалиме стало бы более трудной задачей. На этот случай уже предусмотрены два варианта. Арафата похоронят либо в арабской деревне Абу Дис, которая расположена в восточных предместьях Иерусалима и откуда видна Храмовая гора, либо – в секторе Газа. В Абу Дис уже размечен возможный участок земли, который находится на палестинской стороне возводимой вокруг Иерусалима разделительной стены.
Смерть Арафата, с точки зрения ее политических последствий для всего региона, парадоксальным образом не устраивает Ариэля Шарона. Свой план одностороннего размежевания с ПА Шарон построил на том основании, что на палестинской стороне нет партнера для переговоров. Более того, помимо этой инициативы правительство Шарона ничего не достигло. Арафат – это один из главных факторов, позволяющих существовать правящей коалиции. Если Арафат сойдет с политической сцены, план Шарона будет на некоторое время заморожен.
В любом случае, Израиль предпочитает не нагнетать ситуацию. По словам советника Шарона Раанана Гисина, в Иерусалиме не считают, что смерть Арафата приведет к гражданской войне в ПА. «Мы надеемся на появление руководства, которое поведет борьбу с террором», – заявил Гисин.
Иерусалим