Если победа Буша подтвердится, то проявится одно из главных правил политической жизни США: американцы никогда не отказывают в поддержке президенту, ведущему войну.
Фото Reuters
Вчерашний день не дал окончательного ответа на вопрос, кто же станет 44-м президентом США – Джордж Буш или Джон Керри. Ясность с выбором электората скорее всего появится в середине ноября, когда будут пересчитаны временные и открепительные бюллетени в штате Огайо. По состоянию на 17 часов среды (по московскому времени) Керри отставал от Буша всего на 2 голоса выборщиков (254 против 252). Для победы необходимо иметь 270 голосов. Кандидат в вице-президенты от демократов Джон Эдвардс заявил, что предстоит борьба за каждый голос.
Буквально через полчаса после этого глава сотрудников аппарата Белого дома Эндрю Кард сообщил, что Буш выиграл выборы, набрав по меньшей мере 286 голосов выборщиков, а также получив общее преимущество в 3,5 миллиона голосов избирателей. По его словам, преимущество Буша в штате Огайо составляет 140 тысяч голосов, и статистически оно меняться не будет после того, как будут подсчитаны временные бюллетени. Все это, однако, должно быть подтверждено официально.
Независимо от возникших коллизий уже сейчас ясно, что американцы проголосовали за сверхдержавный внешнеполитический курс, поскольку сохранено республиканское большинство в обеих палатах Конгресса и предоставлена внушительная поддержка Бушу. Если победа Буша подтвердится, то проявится одно из главных правил политической жизни США: американцы никогда не отказывают в поддержке президенту, ведущему войну. И президенту, при котором экономический рост в год выборов превышает 3% ВВП. Об этой традиции напомнил в беседе с корреспондентом «НГ» директор Института США и Канады РАН Сергей Рогов.
При этом он предостерег против чрезмерного упора на предсказания неизменности политики президента, сохранившего за собой Белый дом. Вторая администрация Рональда Рейгана, верным учеником которого является Буш-младший, очень отличалась от первой. Второй срок дает президенту США шанс позаботиться о своем вкладе в историю, а следовательно – совершить что-то неожиданное, что получит в дальнейшем исключительно положительную оценку. Впрочем, подсчет голосов не завершен, и возможны сюрпризы, касающиеся числа выборщиков президента.
Но даже если дальнейший подсчет голосов повернется в пользу сенатора Джона Керри, очевидно, что республиканское большинство в Конгрессе и большинство голосов избирателей, отданных в пользу Буша (но пока не выборщиков), как бы ставят его в рамки своего рода мандата избирателей.
Американцы практически дали власти санкцию на продолжение войны. Имеется в виду прежде всего война в Ираке. И даже, как подчеркивают большинство экспертов, в более широком смысле на продолжение той, пользуясь американским эвфемизмом, «активистской» политики, которая предусматривает возможность таких войн. То есть вооруженных конфликтов, затеваемых односторонне, по собственной президентской инициативе. Разумеется, не без причин, но в то же время без одобрения международного сообщества, согласия Совета Безопасности ООН.
Напомним истоки этой политики. Ее разработкой после прихода Буша в Белый дом занималась группа во главе с вице-президентом Диком Чейни. Официально она называлась группой по разработке энергетической политики, однако итоги деятельности «энергетиков» оказались настолько секретными, что их скрыли даже от Конгресса. Лишь после завершения работы «энергогруппы» стали вырисовывать контуры внешнеполитического курса Вашингтона.
Установка на обеспечение доступа к источникам нефти за рубежом ныне имеет определяющее значение не только для ближневосточной политики нынешней администрации, но и ее курса в отношении Латинской Америки, Южной Азии и – что наиболее важно для Москвы – постсоветского пространства. Именно с ним прежде всего связан «активизм» односторонних акций. Вот почему многие эксперты определенно предсказывали, что при Буше США не только сохранят претензии на однополярность и сверхдержавность, но и ужесточат свою позицию по целому ряду международных проблем. Это касается прежде всего Ближнего Востока, северокорейской и иранской ядерных программ.
В ходе предвыборной кампании Керри резко критиковал эти аспекты политики Буша. Однако смог ли бы он значительно отойти от этого курса? Скорее всего нет. Разве лишь в том, что касается цен на нефть. Как предсказывают эксперты Рейтер, победа Буша принесет повышение цены на нефть, в то время как успех Керри способен обеспечить ее временное снижение. Как известно, Керри сулил американцам снизить цены на нефть в текущем плане, бросив на рынок часть стратегического запаса, и способствовать их понижению в перспективе – путем более активной разработки альтернативных источников энергии и ее экономии. Буш же упорно стоит против сокращения стратегического резерва и попыток ограничить импорт нефти.
Но все же считается, что в конечном счете нефть будет дорожать в случае сохранения Вашингтоном своего жесткого внешнеполитического курса. Объяснение этому очевидно: американские односторонние действия за рубежом чреваты конфликтами. А они несут угрозу добыче и поставкам нефти, ухудшают условия для рыночных и политических договоренностей. Скажем, дальнейший нажим на Саудовскую Аравию и других ближневосточных поставщиков может подорвать взаимопонимание в вопросе о ценах, уже несколько десятилетий поддерживаемое между Эр-Риядом и Вашингтоном. Серьезными последствиями грозит возможный конфликт с Ираном или КНДР.
На этом фоне российско-американские отношения выглядят достаточно стабильно. Однако проблема «обеспечения доступа к источникам нефти» здесь также может внести определенные нюансы, прежде всего в форме активизации геополитического соперничества в Центральной Азии и Закавказье (доступ к каспийской нефти). Сама Россия может услышать более четкий ответ на все еще волнующий ее вопрос: почему так мало поступает американских инвестиций? Ответ, правда, будет повторением уже знакомой, но все еще не понятой в Москве оценки: будет доступ к добыче нефти, будут и капиталовложения, не будет доступа – не будет и денег.