Отношения между Соединенными Штатами и Россией пущены на самотек. После весьма многообещающего начала президент Джордж Буш так и не сумел извлечь выгоду из личных взаимоотношений с российским президентом Владимиром Путиным и наладить всесторонние и устойчивые связи между двумя странами.
Ставка на российскую демократию
Соединенные Штаты заинтересованы в укреплении российской демократии со стратегической, экономической и моральной точки зрения. Даже после распада Советского Союза Россия остается важной мировой державой, что непосредственно затрагивает наши стратегические интересы. Россия по-прежнему единственная страна в мире, которая в состоянии нанести ощутимый ядерный удар по Соединенным Штатам. Это одна из тех немногих стран, которые теоретически могут поставлять оружие массового уничтожения врагам Америки, а значит, от нее зависит и его нераспространение. Как постоянный член СБ ООН с правом вето Россия способна существенно облегчить или осложнить наши попытки действовать через ООН. Будучи самым крупным экспортером углеводородов, Россия предоставляет США и их союзникам возможность диверсифицировать и наращивать поставки энергоносителей.
Важность взаимодействия
Некоторые считают, что заинтересованность США в укреплении российской демократии расходится со стремлением Америки добиваться содействия России в борьбе с терроризмом и распространением ОМУ. Но одно не должно исключать другого.
В общем и целом для оздоровления американо-российских отношений нужна новая повестка дня. Соединенные Штаты могли бы намного энергичнее сотрудничать с Россией в области противодействия распространению ядерного оружия на уровне различных международных институтов, а также в деле укрепления региональной безопасности в Евразии.
Совсем недавно, в июне 2004 года, Россия согласилась войти в ядро группы из 60 стран, сотрудничающих в рамках Инициативы в области ядерной безопасности, выдвинутой Бушем. Это обнадеживающий жест, но предстоит сделать гораздо больше. Американо-российские отношения отчаянно нуждаются в новом грандиозном проекте сотрудничества. Ускорение демонтажа ядерных вооружений – возможно, даже с помощью нового договора – могло бы способствовать установлению новой атмосферы сотрудничества.
Необходимо, чтобы США и Россия подписали новое соглашение о прекращении научно-исследовательских работ в области новых видов ядерного оружия. Лишь после того как Соединенные Штаты и Россия возьмут на себя обязательства по снижению роли ядерного оружия в обеспечении национальной безопасности, другие страны пойдут тем же путем.
В качестве доказательства решимости уменьшить зависимость от нестратегических ядерных боеголовок США должны полностью вывезти их с территории Европы.
Более амбициозная задача для США и их западных союзников – это предложить России выкупить у нее контракт с Ираном по строительству АЭС в Бушере стоимостью в миллиард долларов. Кроме того, США и России следует более энергично сотрудничать в деле нераспространения ракетных технологий.
Нынешний уровень финансирования программы Нанна–Лугара, направленной на оказание России помощи в уничтожении и безопасном хранении ОМУ, не отражает необходимость безотлагательного (с учетом событий 11 сентября 2001 года) снижения ядерной угрозы.
США и России также следует подписать более соответствующий здравому смыслу договор по обезвреживанию расщепляющихся материалов. Кроме того, российским и американским официальным лицам необходимо возглавить работу по принятию, в дополнение к Договору о нераспространении ядерного оружия, нового протокола, который запрещал бы безъядерным странам приобретать технологии законченного топливного цикла.
Наконец, просто нелепо, что по прошествии более 10 лет после окончания холодной войны американские и российские ядерные силы находятся практически в состоянии полной боевой готовности.
И снова о членстве в клубах
Большим достижением эпохи после холодной войны является тот факт, что Россия стала членом или партнером таких организаций, как «большая восьмерка», Всемирная торговая организация, НАТО и Европейский союз. В то же время Америка должна совместно со своими европейскими союзниками работать над принятием в эти организации других стран, образовавшихся после распада СССР. Самое важное, чтобы НАТО и ЕС продолжали пусть медленно, но расширяться, предоставляя возможность всем странам Европы и Кавказа (а может быть, даже Центральной Азии) воспользоваться преимуществами членства в этих организациях.
В первые годы после распада СССР и образования независимой России американские и европейские политики понимали интеграцию как инструмент усвоения Россией западных норм и ценностей. В будущем Соединенным Штатам и их западным союзникам понадобится изменить эту логику на прямо противоположную. России только тогда может быть предложено вступить в международные организации, когда она будет соответствовать их стандартам. И если Россия после вступления нарушит эти нормы, необходимо всерьез ставить вопрос об ее исключении. Если Путин продолжит откат от демократии и еще более усилит роль государства в управлении экономикой, статус России в «восьмерке» следует пересмотреть.
Необходимо также изменить подход к принятию России в экономические и военно-экономические институты. Десять лет назад Ельцин и его администрация считали членство России в ЕС более желанным и достижимым, нежели членство в НАТО. Сегодня уже понятно, что Россия на протяжении еще нескольких десятилетий, а быть может, и никогда, не сможет вступить в ЕС, поскольку в обозримом будущем просто не способна соответствовать всем критериям членства. Разочарование по поводу сотрудничества между Россией и ЕС можно было бы смягчить, направив более энергичные усилия на повышение статуса России в НАТО. Конечно, Россия должна выполнить необходимые условия членства в этом клубе, включая укрепление демократии. Тем не менее последовательное продолжение процесса интеграции требует от руководителей НАТО начать высказываться с большим оптимизмом о перспективах вступления России в НАТО.
Построение региональной безопасности
Российское членство в НАТО – это долгосрочный проект. Пока же России и НАТО необходимо найти способы расширения сотрудничества и отказаться от идеи сохранения нулевого баланса сил в Европе и на территории бывшего Советского Союза. Решение Москвы создать Совет Россия–НАТО стало важным шагом на пути формализации отношений России с атлантическим альянсом. Однако с тех пор как этот совет был создан, мало что изменилось к лучшему. Напротив, присутствие сил НАТО в Центральной Азии, на Кавказе, а в ближайшей перспективе и в странах Балтии вызывает у российских генералов опасения, и они все чаще выдвигают версию о натовской стратегии окружения, призывая в качестве ответной меры усиливать влияние России в странах СНГ. Эти неверные представления о российско-американском соперничестве в этом регионе нуждаются в коррекции, и здесь могут помочь совместные проекты, преследующие реальные, а не символические цели.
После распада СССР Россия в одностороннем порядке взяла на себя весь груз ответственности за разрешение так называемых замороженных конфликтов в Приднестровье, Абхазии, Южной Осетии и Нагорном Карабахе. Сутью нового подхода должна быть интернационализация каждого из этих конфликтов, чтобы поиск решений осуществлялся всем мировым сообществом.
Развитие демократии
Америке следует продолжать выделять средства, необходимые для поддержания развития демократии в России. Работа по построению демократии в России не только не завершена, но все более связана со всякого рода затруднениями. И если Соединенные Штаты бросят демократических активистов России на произвол судьбы сейчас, задолго до того, как демократия пустила корни в России, то как это воспримут демократические лидеры Ирака и Афганистана, покажется ли им американская политика достаточно последовательной? n
Майкл Макфол – редактор журнала Current History, научный сотрудник Института Гувера и адъюнкт-профессор политологии в Стэнфордском университете.
Полностью статья будет опубликована в журнале «Россия в глобальной политике».