Франция, Германия и Великобритания готовы пообещать Ирану технологии в области мирного атома, включая помощь в обретении им легководного реактора, если Тегеран докажет, что не пытается создать ядерное оружие, иными словами – откажется от обогащения урана. Об этом вчера сообщило агентство Франс Пресс со ссылкой на документ, распространенный на прошлой неделе в Вашингтоне среди представителей стран «большой восьмерки». Работа над этим документом еще продолжается, и он будет обсуждаться сегодня в Вене.
Между тем 25 ноября в МАГАТЭ пройдет заседание, которое, как полагают наблюдатели, определит дальнейшую судьбу иранской ядерной программы. Именно в тот день может быть принято решение о переносе обсуждения проблемы в Совет Безопасности ООН. Последний, в свою очередь, имеет право ввести санкции против Ирана, если посчитает, что его ядерная программа несет угрозу миру. Таким образом, у Тегерана остался лишь один месяц для того, чтобы развеять сомнения главных держав, и прежде всего Соединенных Штатов, относительно характера его ядерной программы.
По сведениям из дипломатических источников, Соединенные Штаты пока не вынесли решения относительно упомянутого документа. Вашингтон, как известно, демонстрирует максимально жесткую позицию в отношении Тегерана в то время, как три ключевые страны Европейского союза уже в течение года ведут диалог с иранскими властями.
Согласно тексту документа, французы, немцы и англичане предлагают иранцам немедленно прекратить работы по обогащению урана, а также изучить черновой вариант долгосрочного соглашения, переговоры по которому могут начаться сразу после того, как эксперты МАГАТЭ подтвердят, что работы по обогащению прекращены. Причем это условие должно сохраняться в силе до тех пор, пока стороны не придут «к взаимоприемлемому соглашению». Если же работы по обогащению не прекратятся, то европейцы поддержат требование американцев передать иранское досье в СБ ООН.
Иран продолжает настаивать на мирной направленности свое ядерной программы, подчеркивая, что ее разработка является законным правом страны. В то же время в Тегеране не испытывают иллюзий относительно возможности смягчения американской позиции. Так, секретарь Высшего совета национальной безопасности Хасан Рухани считает, что приход к власти в США президента от демократов не изменит политику Вашингтона. «С точки зрения стратегических целей в области решения проблемы иранских программ по освоению атома политика республиканцев и демократов не имеет больших различий», – сказал он, выступая во вторник перед журналистами. По его мнению, разница заключается только в тактике. «В отличие от ориентирующихся на жесткие меры республиканцев демократы намерены использовать переговоры для разрешения проблемы «ядерного досье», – сказал Рухани.
Рухани напомнил об американских инициативе демократов, заявивших о готовности предоставлять Ирану ядерное топливо и передовые атомные технологии. Однако в Тегеране не спешат благодарить за это Джона Керри. «Если предложения Вашингтона будут обусловлены ограничениями по освоению иранских ядерных технологий, то это будет отвергнуто», – сказал секретарь ВСНБ.
По мнению иранских специалистов, США продолжают активную борьбу за иранский рынок ядерных технологий и соответственно – вытеснению России. В этих целях республиканская администрация, дескать, воспользовалась стратегией американских демократов и руками стран Евросоюза, ныне готовых предложить Тегерану мирные технологии.
═
Справка «НГ»
Как сообщил «НГ» источник в Федеральном агентстве по атомной энергии (ФААЭ), практически все интересы России в иранской ядерной энергетике сводятся к строительству АЭС в Бушере. «Строительство АЭС начинала в конце 70-х годов немецкая компания «Сименс». Потом оно было остановлено. Наши взялись достроить. Возникли сложности – чужой проект, в который пришлось привязывать свое оборудование, технологию и т.п. Из-за этого получился длительный срок строительства», – объясняет источник. Стоимость первого энергоблока составляет около 1 млрд. долл., а срок сдачи в эксплуатацию – начало 2006 года. После этого, в случае, если между Россией и Ираном будет достигнута договоренность, начнется строительство второго энергоблока. Проект в Бушере ведет «Атомстройэкспорт». Всего в Иране работают около тысячи российских специалистов. С Ираном также нет соглашения по возврату отработанного ядерного топлива (ОЯТ). По словам источника «НГ», иранцы считали, что платить за возврат ОЯТ должны не они России, а Россия им, но нашим переговорщикам удалось убедить Тегеран в обратном. Ожидается, что письменное соглашение по ОЯТ будет подписано в ходе визита в Иран главы ФААЭ Александра Румянцева в конце ноября 2004 года.