Вчера в Стокгольме было названо имя лауреата Нобелевской премии по литературе. Им стала австрийская писательница Эльфрида Елинек (р. 1946).
Наконец-то Нобелевскую премию вручили писателю не просто хорошему, но по-настоящему скандальному. Причем не политически, а эстетически и даже этически. Эльфрида Елинек – автор нашумевшего романа «Пианистка». Если кто и не читал, то наверняка видел фильм режиссера Михаэля Ханеке с Изабель Юппер и Анни Жирардо. Он получил Гран-при в Каннах в 2001 года и приз как лучший иностранный фильм на московском «Кинотавре» в 2002-м. Но книга, поверьте, лучше – и смешнее, и откровеннее. Она поражает чисто русским абсурдом. Если это и не порнография, то уж точно ковчег извращений и черного юмора.
Елинек – одно из самых значительных имен в современной немецкоязычной литературе. Писательница живет и работает в Мюнхене и Вене. Кроме «Пианистки» (1983), сочинила романы: «Мы всего лишь приманка, бэби!» (1970), «Любовницы» (1975), «Похоть» (1989), «Дети мертвецов» (1995). И пьесы: «Вожделение, или Проезд открыт» (1986), «Привал, или Этим все занимаются» (1994).
Огромное количество лауреатов давно забыты. Думается, здесь другой случай – Елинек вошла в литературу прочно. Премия для нее – скорее штрих к биографии, важный, но штрих. Про нее будут говорить: а, это та самая великая и ужасная Елинек, она даже Нобеля получила, во что долго еще никто не мог в то время поверить.
Видимо, и в самом деле мир изменился. Сейчас, наверное, могли бы наградить Нобелевской премией и де Сада, и Макиавелли. Политкорректность отступает. Вперед уже второй год подряд – южноафриканец Джон Кутзее, лауреат прошлого года, тоже писатель очень хороший – выходит качество текста.
И еще: выбор шведских академиков с годами не становится более предсказуемым. В 2003-м Нобеля получил дважды букеровский лауреат Кутзее. Можно было предположить, что и в этом году логика будет та же. А значит, выбор должен был пасть на канадскую писательницу Маргариту Этвуд. Ведь и она удостаивалась Букера и уже не первый год номинируется на Нобелевку. И то и другое заведомо увеличивало ее шансы.
Но, к счастью, академики решили не руководствоваться прошлогодней схемой, а обратить внимание на качество. Все-таки с литературной точки зрения автор «Пианистки» стоит на ином уровне, чем канадская беллетристка с уклоном в фантастику и феминизм. Среди фаворитов назвали еще троих: американских Филиппа Рота и Джойс Кэрол Оутс и сомалийского Нуруддина Фарраха. Писатели стоящие. Будем считать, что им просто не повезло.
Австрийцам тоже долго не везло с нобелевскими наградами. В общем рейтинге их родина стоит на двенадцатом месте. Ниже России и уж тем более США, которые лидируют в списке. И вот наконец прорыв.
Российские писатели не получали главной премии по литературе с 1987 года, когда лауреатом стал Бродский. Номинально гражданин США, но премия его воспринимается как своя, русская. После него на Нобеля претендовали Белла Ахмадулина, Геннадий Айги, Константин Кедров, Генрих Сапгир. Сапгира уже нет в живых. Шансы у других претендентов остались, но явно не увеличились.
Церемония вручения премии проходит 10 декабря, в годовщину смерти Альфреда Нобеля. В этом году размер премии составит 10 млн. крон (1,3 млн. долл.). Приятно, что деньги и слава достанутся действительно талантливому писателю.