– Как возникла идея подобного обращения и как его составляли?
═
– Это были коллективные усилия. На протяжении года многие люди, интересующиеся здесь российскими делами, независимо от того, являются ли они специалистами по вашей стране или нет, пришли к выводу, что политический процесс в России эволюционирует в негативную сторону. Кстати, большинство россиян, с которыми мне приходится беседовать, похоже, согласны с этим. Когда президент Путин выдвинул последние предложения по усилению его власти, пара коллег составили проект письма. Они послали его своим друзьям в Европе, которые выдвинули свои предложения и внесли исправления в текст, затем еще один американец провел дополнительное редактирование. Лично я не участвовал в работе на этом этапе. Люди, связанные с составлением письма, принадлежат к различным кругам: кое-кто имеет опыт работы в государственных учреждениях, другие не имели к ним отношения. Они не обязательно имеют общее представление о том, что надо сделать в дальнейшем. Важно иметь в виду, что письмо не является программой действий или манифестом. Это приглашение к более глубокой, чем в прошлом, дискуссии о том, куда идет Россия и какими должны стать отношения между нами.
═
– Рассчитываете ли вы, что Владимир Путин прочитает ваше письмо, и какую реакцию со стороны Кремля вы ожидаете?
═
– Я надеюсь, что прочитает. Хорошие помощники должны уметь показать подобное своему шефу, даже если ему не понравится содержание письма. Я знаю, что люди в Кремле и, вероятно, сам президент обратили внимание на то, что его имидж на Западе ухудшается. И они хотят переломить эту тенденцию. Именно по этой причине РИА «Новости» провело в начале сентября встречу на Валдае, и президент лично согласился выступить перед участвовавшими в ней западными экспертами. Он хочет, чтобы его взгляды лучше понимали на Западе, и это хорошо.
Я должен также отметить, что письмо не адресовано президенту Путину, это не попытка начать дебатировать с ним. Те, кто подписал, видят необходимость в том, чтобы вновь пересмотреть наши представления о российской политической системе. Есть ряд важных вопросов, которые надо более обстоятельно обсудить. Письмо адресовано правительственным руководителям стран НАТО и Евросоюза, его подписали граждане этих стран. Но в то же время я надеюсь, что россияне также примут участие в предложенной нами дискуссии.
═
– Какие меры вы намерены рекомендовать американскому руководству?
═
– Как я уже сказал, в письме не предлагаются конкретные политические установки или новые действия. Оно предлагает диалог. Наступило самое подходящее время для этого. После выборов в США, кто бы на них ни победил, в нашем правительстве определенно будет проведен обзор политики в отношении России и на него определенно окажет влияние более широкая дискуссия о России, которая идет вне правительства.
Я приведу один пример вопросов, которые предлагается обсудить, – они не будут сводиться лишь к теме состояния российской демократии. После событий в Беслане прозвучало немало призывов к углублению взаимодействия с Россией в борьбе против терроризма. Конечно, эти события четко показали, насколько он опасен. Но в то же время они ярко продемонстрировали присущие России институциональные ограничения в борьбе против терроризма, такие, как повсеместная коррупция в правоохранительных службах. С такой коррупцией можно ли ожидать, что расширение сотрудничества с Россией действительно принесет успех? Это реально значимый вопрос как для нас, так и для вас, поскольку все мы сталкиваемся с угрозой терроризма. Я считаю, что здесь ныне меньше верят в то, что у президента Путина есть идеи в области борьбы с терроризмом, которые имеют шанс на успех.
═
– Было ли опубликование вашего письма специально приурочено к этому времени?
═
– Письмо было опубликовано на этой неделе, а не на прошлой или позапрошлой просто потому, что работа с более чем сотней подписывающих его людей требует больше времени, чем можно было первоначально предположить.