Не успела Россия внести в Совет Безопасности ООН свой проект резолюции «О дополнительных мерах по борьбе с международным терроризмом», как правительство США включило в так называемый «черный список» группу Шамиля Басаева. Ту самую, которая взяла на себя ответственность за взрывы в двух российских авиалайнерах и захват школы в Беслане. Об этом вчера заявил посол США в Москве Александр Вершбоу. Таким образом, еще до того как упомянутая резолюция получила одобрение Совбеза, США стали первой страной, выполнившей один из ее основных пунктов – расширили «список лиц, групп и организаций, вовлеченных или связанных с террористической деятельностью» (из текста проекта резолюции. – «НГ»). Кроме того, Вершбоу сказал, что США не призывают Россию к переговорам с Асланом Масхадовым.
Между тем Вашингтон по-прежнему не готов добавлять в список террористов лиц, находящихся на территории США. Вершбоу повторил слова госсекретаря США Колина Пауэлла, который в минувшую пятницу заявил Сергею Лаврову, что политическое убежище, предоставленное Ильясу Ахмадову, – «вопрос юридический» и не входит в компетенцию американской администрации и Госдепартамента в частности. Напомним, что Россия также добивается от Великобритании выдачи Ахмада Закаева.
В проекте российской резолюции черным по белому указано, что в случае попадания в «черный список», кроме иных мер пресечения, подозреваемым в терроризме грозит и «немедленная экстрадиция» из стран, где они пытаются скрываться. По-видимому, именно этот момент станет наиболее спорным в ходе дискуссий в рамках СБ ООН.
Несмотря на заявление постоянного представителя России в ООН Андрея Денисова о том, что принятие резолюции ожидается «в ближайшее время», еще в понедельник, когда текст документа был официально распространен среди стран – членов Совбеза, в кулуарах СБ пошли толки о его несовершенстве. Глава российской дипломатии Сергей Лавров изначально не исключал, что в документ будут вноситься изменения. Россия, по словам Лаврова, стремится к «гармонизации и взаимосостыковке» законов государств – членов ООН с международным правом, чтобы избавить процесс контртеррористической борьбы от двойных стандартов.
Безоговорочно резолюцию готов принять только Китай, сообщает агентство Рейтер. Мнение же всех остальных 14 государств, входящих в состав СБ ООН, принципиально выразил в начале недели представитель Алжира Абдалла Баали. В частности, он заявил: «Пока мы не сможем сойтись на общей формулировке понятия «терроризм», пока не научимся различать террор от борьбы за свободу, внесение лиц в «черный список» будет очень опасным, это может открыть ящик Пандоры, когда каждый захочет добавлять в этот перечень своих врагов».
В этом контексте тревогу вызывают слова Сергея Лаврова, подчеркнувшего в конце прошлой недели на пресс-конференции в Нью-Йорке, что «готовность к честному без двойных стандартов сотрудничеству в борьбе с терроризмом становится одним из ключевых критериев в наших отношениях с любым государством».