Вэнь Цзябао настроен взять в России «большую нефть».
Фото Reuters
Визит главы китайского правительства – первый после назначения Вэнь Цзябао на этот пост – пришелся на важный момент в двусторонних отношениях. В этом году объем двустороннего товарооборота между Россией и КНР должен достичь 20 млрд. долл., а в действительности с учетом проскакивающих мимо статистического учета «челноков» он выше в полтора раза, а то и более. Достигнут своего рода рубеж, побуждающий обе стороны заняться поиском новых перспективных направлений развития торговли.
Именно об этом идет дискуссия на российско-китайских переговорах с участием Вэня. Главный из его собеседников – Михаил Фрадков. Ожидается, премьер Госсовета сообщит о готовности поддержать заявку России на вступление во Всемирную торговую организацию. Как стало известно, имевшиеся у китайцев требования в вопросе российских внутренних цен на газ, сходные с подходами Евросоюза, сняты в ходе предшествующих переговоров. Осталось согласовать лишь несколько «технических» вопросов.
По словам представителей Министерства торговли КНР, Вэнь Цзябао – решительный сторонник развития внешнеторговых связей с Россией. По его мнению, двусторонний товарооборот можно довести к 2010 году до 60–80 млрд. долл. в год, а в перспективе – и до 100 млрд. Важно лишь сделать упор на перспективные направления торговли.
Китайские заинтересованности известны: развитие КНР уже вышло на такой этап, когда экспорт ширпотреба не дает нужного эффекта, пора наращивать вывоз продукции машиностроения. И еще одно: экономика КНР испытывает острый сырьевой голод, прежде всего нехватку энергоресурсов. Китай вышел на второе место в мире по объему импорта нефти. В нынешнем году он превысит 110 млн. тонн. Интерес Пекина – в обеспечении стабильных и долгосрочных поставок из России.
До настоящего времени китайские официальные представители никак не высказывались по поводу судебной тяжбы между российским государством и ЮКОСом, заключившей долгосрочное соглашение о поставках нефти в КНР. Теперь, как ожидают, китайская делегация поинтересуется судьбой этого соглашения. Кроме того, Вэнь Цзябао намерен добиваться межгосударственных договоренностей об обеспечении доступа Китая к российской нефти – ее долгосрочным поставкам в Китай, возможности реализации ранее предложенного российской стороной, но так и зависшего в воздухе проекта строительстве нефтепровода Ангарск–Дацин, а тем временем – увеличения поставок нефти по железной дороге. Последний вопрос должен стать предметом обсуждения между участвующими в переговорах руководителями железнодорожных сетей обеих стран.
Как ожидают, Вэнь Цзябао должен изложить китайские доводы в пользу нефтепровода на Дацин, включая «финансовые стимулы». Это поможет прояснить судьбу проекта, хотя эксперты не исключают, что свой окончательный ответ Москва даст лишь в ходе намеченного на более позднее время этой осенью визита в КНР президента РФ Владимира Путина. Как известно, соперником проекта нефтепровода Ангарск–Дацин является идея «трубы» из Сибири до Находки, которую лоббирует Токио. Предполагается обсуждение российско-китайских связей в других областях, включая военно-техническое сотрудничество, совместную борьбу против терроризма и культурные обмены.
Член китайской делегации начальник Департамента Европы Министерства торговли КНР Сунь Юнфу в беседе с корреспондентом «НГ» накануне переговоров дал краткий комментарий позиции делегации КНР. Не получится ли так, что в конечном счете двусторонний товарооборот сведется к обмену китайского ширпотреба на российское сырье?
Отвечая на этот вопрос, г-н Сунь отметил, что раз уж Россия в широких масштабах экспортирует нефть, то Китай является для нее удобным рынком – он рядом и его потребности возрастают, можно рассчитывать на долгосрочный стабильный сбыт. Что касается структуры торговли, то ее, конечно, надо совершенствовать. Китайцы сами недовольны тем, что продукция машиностроения занимает в их экспорте в Россию не более одной трети. С целью устранения этого недостатка недавно проведена промышленная выставка КНР в Москве. В будущем году китайцы предлагают провести в своей стране выставку машиностроительной продукции из России.
Сопредседатель Российско-китайского делового совета Борис Титов считает, что в условиях острой нехватки электроэнергии Китай мог бы закупить российское оборудование для тепловых и атомных электростанций. Россия могла бы продолжить продажи Китаю самолетов. Перспективна и область военно-технического сотрудничества.