МИД РФ требует от западных лидеров, чтобы они перестали делить террористов на «плохих» и «хороших».
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
Когда в Москве была уже ночь, министр иностранных дел России Сергей Лавров выступал на общеполитической дискуссии в рамках 59-й Генеральной Ассамблеи ООН. Речь идет о первом выступлении представителя российского руководства перед столь широкой аудиторией (в ООН 191 государство) после серии террористических актов в России. Тема борьбы с терроризмом стала центральной в выступлении Лаврова. Как сообщил накануне МИД РФ, Москва предложила пакет инициатив, в основе которых лежит идея солидарности перед лицом террористической угрозы. Особую роль в этом процессе Россия отводит Объединенным Нациям.
Тон выступлению Лаврова в ООН задало заявление, сделанное им ранее в Ассоциации внешней политики США. Он заявил, в частности, что «человечество столкнулось с наиболее опасной и серьезной угрозой со времен Второй мировой войны». «Волна террора, прокатившаяся по всему миру, и особенно недавняя трагедия в российском городе Беслане, показали, что международный терроризм – это вызов самим основам человеческой цивилизации», – сказал Лавров. «Унаследованные со времен холодной войны привычки делить террористов на «своих» и «чужих», «хороших» и «плохих» должны быть раз и навсегда оставлены в прошлом», – подчеркнул российский министр. Одновременно он попытался развеять опасения западных экспертов о том, что Россия отступает от демократических ценностей. «Президент Владимир Владимирович Путин со всей определенностью заявил, что Россия будет оставаться демократическим государством. Только в этом качестве мы видим возможность занять достойное место в формирующейся системе международных отношений», – сказал Лавров.
В последние недели Лавров неоднократно говорил о «своих» и «чужих», «хороших» и «плохих» террористах. Эта фраза направлена прежде всего в адрес США и Великобритании, которых МИД РФ обвиняет в «двойных стандартах», поскольку на территории этих стран находятся разыскиваемые российскими властями чеченские эмиссары. После бесланской трагедии Москва активизировала по дипломатическим каналам требования о выдаче Ильяса Ахмадова и Ахмеда Закаева, заявил «НГ» источник в МИД РФ. В этой связи не случайна частная встреча Сергея Лаврова с его британским коллегой Джеком Стро, прошедшая в Нью-Йорке 22 сентября. Перед Стро, равно как и перед новым британским послом в Москве Э.Брентоном, поставлен вопрос о выдаче разыскиваемого эмиссара.
Между тем британская сторона требует от российской дополнительных доказательств причастности Закаева к террористической деятельности. Как заявил «НГ» представитель британского МИДа, позиция Лондона по Закаеву не меняется.
Разбирательство Москвы и Лондона очень показательно. Главные визави Владимира Путина в Европе – Герхард Шрёдер, Жак Ширак и Сильвио Берлускони, – невзирая на критику кавказской политики Кремля со стороны общественного мнения, предпочитают не обострять отношения с главой Российского государства. Этот же путь избрал и президент США Джордж Буш – несмотря на то что большинство американского истеблишмента не разделяют его симпатий по отношению к Путину. Британский премьер Тони Блэр, продолжающий терять позиции в собственной стране, не рискует идти на конфликт с английским общественным мнением из-за Чечни. Таким образом, Великобритания оказалась главным западным государством, подвергающим Москву политической «изоляции». Блэр – единственный из влиятельных европейских лидеров, не посетивших Россию после переизбрания Владимира Путина. Самым высоким представителем, побывавшим в Москве с тех пор, был первый замминистра иностранных дел королевства.
Английское общественное мнение неоднозначно воспринимает антитеррористический порыв Москвы. Так, влиятельная «Файнэншл таймс» писала 22 сентября: «Кто может всерьез считать государство, готовое вести убийственную войну против своих собственных граждан в Чечне, союзником в борьбе против геноцидного варварства, а не преступником?» «Население, склонное поддерживать джихадистов, должно начать смотреть на них как на большее, а не меньшее из двух зол. Тесный альянс с путинской Россией может привести лишь к противоположному», – утверждает газета.
Со своей стороны, газета «Индепендент» заинтересовалась трактовкой слова «террорист». «Две недели назад, – пишет газета, – чеченские джихадисты убили в Беслане более 300 детей. Они были «террористами». С 1991 г. российские военные убили более 40 000 чеченских детей. Но они – не «террористы», они – «наши союзники». Смысл данного сравнения очевиден. От политических обвинений британская пресса фактически переходит к обвинению Москвы в уголовщине.