Ху Цзиньтао (слева) стал полноправным преемником Цзян Цзэминя.
Фото Reuters
На протяжении всей минувшей недели на центральной площади Пекина Тяньаньмэнь было столько военных и полицейских патрулей, что даже многочисленным экскурсантам из провинций и иностранным туристам казалось, что в близлежащих зданиях органов управления страной происходит что-то важное. Догадки подтвердились: было объявлено, что в Пекине прошел пленум высшего партийного органа – Центрального комитета Коммунистической партии Китая.
4-й пленум ЦК Коммунистической партии Китая 16-го созыва рассмотрел вопросы «приспособления партии к меняющимся реальностям» Китая. В нем участвовали все 198 членов ЦК. Одним из главных итогов стало решение пленума назначить генерального секретаря ЦК КПК Ху Цзиньтао председателем Военного совета ЦК КПК, освободив от этого поста Цзян Цзэминя.
Учитывая, что Ху Цзиньтао с 2003 года является главой государства, ныне он сосредоточил в своих руках сразу высшую государственную, военную и партийную власть. По оценке экспертов, решения китайского пленума завершают двухлетний процесс передачи полномочий от третьего поколения китайских лидеров четвертому. Ху Цзиньтао 61 год, его предшественнику Цзян Цзэминю 78 лет. (Согласно китайской классификации, первое поколение руководителей возглавлял Мао Цзэдун, второе – Дэн Сяопин.)
Военный совет и его глава играют важную роль в китайской политической системе. Так, в 1989 году занимавший этот пост Дэн Сяопин, к этому времени ушедший с высших партийных и государственных постов, практически единолично принял решение о подавлении выступлений на площади Тяньаньмэнь.
Ныне двухлетняя процедура «передачи власти» повторилась: с 2002 года Ху Цзиньтао был в составе Военного совета лишь одним из заместителей председателя. В китайских партийных кругах данное решение не считают неожиданным – к нему тщательно готовились и даже усердно публиковали высказывания Цзяна, отдавая дань уходящему политику. Иностранные эксперты называли это внимание Цзяну отражением «борьбы за власть» в китайских верхах. В подтверждение этого тезиса они ссылались на различия в высказываниях Ху Цзиньтао и Цзян Цзэминя по важнейшим вопросам внешней и внутренней политики. Так, Цзян Цзэминь неоднократно подтверждал курс на воссоединение с Тайванем и в более решительном тоне подтверждал намерение сохранить руководящую роль КПК в обществе.
Член КПК, к которому я обратился за разъяснениями, не подтвердил версию о «борьбе в верхах». По его словам, различия между Цзяном и Ху – скорее вопрос стиля. Более молодой Ху, выходец из рядов вожаков китайского комсомола, – современный человек, не злоупотребляющий резкими словами. Вместе с тем это решительный сторонник сохранения руководящей роли КПК. Мой собеседник дал интересное объяснение особой роли Военного совета. По его словам, по составу участников ВС совпадает с государственной Центральной военной комиссией, главой которой Ху станет позднее, скорее всего в марте будущего года. Как известно, КПК, пришедшая к власти вооруженным путем, крепко держится за винтовку.
Высказывания Ху Цзиньтао накануне пленума лишь подтвердили эти оценки. Так, в докладе по случаю 50-летия Всекитайского собрания народных представителей он предостерег против расчетов на внедрение системы западной демократии в Китае. Ху подчеркнул, что КПК будет и далее сохранять свою руководящую роль в китайском обществе, но будет это делать путем выработки «направляющих установок» и законодательных и кадровых инициатив.
Среди решений пленума важное место, вероятно, займут директивы по дальнейшему экономическому и социальному продвижению Китая в свете проблем, с которыми сталкивается страна. Это «перегрев» экономики, инфляционные процессы, коррупция, усилившийся разрыв между «богатыми» и «бедными» провинциями, а также между городом и деревней.
═
Пекин–Москва