Сергей Лавров за словом в карман не лезет.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
Министр иностранных дел России Сергей Лавров вчера сделал уже четвертое по счету резкое заявление в адрес Запада за последние две недели. Все эти высказывания так или иначе связаны с трагедией в Беслане, чеченской проблемой и борьбой с терроризмом. Последние события заставляют говорить о новом стиле в поведении главы внешнеполитического ведомства, который отличает Лаврова от его предшественников. МИД РФ отныне отдает предпочтение публичному выяснению отношений со «стратегическими партнерами».
Вчера Лавров предельно жестко отреагировал на заявление госсекретаря США Колина Пауэлла о том, что планы Кремля по государственному переустройству – «это откат от некоторых демократических реформ». На вчерашней пресс-конференции в Астане глава МИД РФ заявил: «Процесс административных, законодательных реформ в России является нашим внутренним делом». Лавров подчеркнул, что США на собственном опыте убедились, насколько непросто выдерживать баланс между жесткими мерами в антитеррористической борьбе и сохранением демократических ценностей. «После событий 11 сентября 2001 года они принимали очень серьезные меры, которые неоднозначно воспринимались и американским обществом, и мировым общественным мнением», – напомнил министр.
Лавров также подверг критике американский взгляд на демократию. По его словам, «по меньшей мере странно» выглядит попытка Пауэлла «провести мысль о том, что демократия может быть только единой». «Мы же не комментируем американскую систему президентских выборов не прямым голосованием, а через коллегию выборщиков. Она существует, и мы воспринимаем это как внутреннее дело США», – сказал министр.
Как отмечают наблюдатели, реакция Лаврова на критику Вашингтона последовала очень быстро. Напомним, что интервью Пауэлла агентству Рейтер, в котором тот выразил «озабоченность» предложениями Путина, было распространено во вторник поздно вечером. Госсекретарь помимо прочего сказал, что хотел бы обсудить свои озабоченности с Лавровым в ближайшие дни в ходе очередной сессии Генеральной ассамблеи ООН.
Как пишет влиятельная «Нью-Йорк таймс», комментарии Пауэлла были достаточно осторожными, но тем не менее это была наиболее ярко выраженная критика правительства США в адрес российского президента за последнее время. По словам чиновников в администрации Буша, ремарки Пауэлла были сдержанными, поскольку публичная критика, как правило, раздражает нынешнее российское руководство и при этом не приводит к какому бы то ни было изменению в поведении Москвы. Кроме того, американские эксперты, мол, еще не уверены в том, что предложенные Путиным шаги настолько трагичны, как их характеризуют некоторые оппоненты Кремля. «Эти шаги, похоже, действительно идут вразрез с фундаментальными принципами демократии. Но мы хотим лучше разобраться в том, как, на взгляд русских, все это будет претворяться в жизнь», – отметил собеседник «Нью-Йорк таймс» в администрации США. «Наша политика заключается в том, чтобы не переусердствовать, а попытаться выяснить, опираясь на насколько это возможно авторитетные источники, каковы намерения русских», – добавил он.
Дополнительная напряженность в последние дни возникла и в отношения Россия–Европейский союз. До сих пор не исчерпан инцидент с нидерландским министром иностранных дел Беном Ботом. Его просьба предоставить европейцам больше информации по трагедии в Беслане была названа «кощунственной», а объяснения Бота ни через СМИ, ни по телефону, ни даже изложенные в личном письме на имя Лаврова, на Смоленской-Сенной так и не приняли. Теперь к этому сюжету добавляется негативная реакция на планы Путина со стороны Криса Паттена – комиссара Европейской комиссии (правительства Евросоюза).
Как сообщает Би-би-си, Паттен заявил вчера, что «долгосрочная, гуманная и эффективная» политика способна лучше разрешить конфликт в Чечне, чем ограничение демократии. «Я надеюсь, что правительство России не считает, что единственным ответом терроризму является укрепление власти Кремля», – сказал он. «Москве стоило бы принять вызов времени и дать руководить Чечней тем, кому доверяет население. Без этого долгосрочного объединения, которое жаждет большая часть населения, не будет», – подчеркнул Паттен.
Паттен слишком влиятелен в Еврокомиссии, чтобы его заявление можно было сбрасывать со счетов.
Наблюдатели отмечают, что в последнее время российский МИД быстро и особенно резким тоном реагирует на какую бы то ни было критику из-за рубежа. Достаточно вспомнить недавнее заявление Лаврова о «двойных стандартах» в адрес США и Великобритании, где находятся эмиссары Аслана Масхадова – Ильяс Ахмадов и Ахмед Закаев. Не менее жестко глава российской дипломатии отреагировал на заявление пресс-секретаря Госдепа Ричарда Баучера о том, что США будут встречаться с теми, кто «выступает за независимость Чечни», а также, что в республике необходимо искать политическое решение и Соединенные Штаты будут этим заниматься. «Уж что-что, а свои внутренние проблемы мы решим сами, и искать американцам пути политического урегулирования в Чечне не надо», – сказал Лавров 8 сентября.
В ближайшие дни Лаврову предстоит масса контактов с иностранными коллегами в рамках Генеральной Ассамблеи ООН. Понятно, что многих будут интересовать Беслан, перспективы политического урегулирования на Северном Кавказе и реформа Кремля. Однако, судя по риторике, Москва не настроена на подобные контакты в принципе. По оценкам некоторых наблюдателей, Россия уже не так далека от черты, за которой можно будет говорить о начале холодной войны. n