В столице Австрии вчера открылось заседание Совета директоров Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ). Основная тема встречи – ядерная программа Ирана. Великобритания, Германия и Франция представили в МАГАТЭ проект резолюции, согласно которому от Тегерана требуют приостановить любую деятельность по обогащению урана. Исламской республике также выдвигается жесткий дедлайн: до ноября Иран должен доказать международному сообществу, что он тайно не разрабатывает атомное оружие, ответив на все вопросы и неясности по своей ядерной программе. В противном случае МАГАТЭ может передать дело Ирана на рассмотрение СБ ООН, который способен наложить на государство санкции.
Как отмечает Франс Пресс, до настоящего момента европейцы не хотели устанавливать фиксированную дату для Ирана, отдавая предпочтение сотрудничеству с этой страной. Однако, говорят дипломаты в Вене, Париж, Лондон и Берлин уже устали от проволочек и все больше склоняются к жесткой позиции в отношении иранской ядерной программы, которую заняли США. Не последнюю роль в давлении на европейцев сыграли, в частности, переговоры на прошлой неделе в Женеве с ярым противником Тегерана – замгоссекретаря США Джоном Болтоном, отмечают западные СМИ.
Европейский проект резолюции вопреки настоятельным требованиям Вашингтона не предусматривает так называемого «спускового механизма», согласно которому МАГАТЭ обязывалось бы передать иранское досье в СБ ООН, если Тегеран немедленно не откажется от обогащения урана. Однако документ четко дает понять Ирану, что в ноябре международное сообщество непременно примет окончательное решение в отношении его ядерной программы, говорят дипломаты. Примечательно, что в документе содержится требование к гендиректору МАГАТЭ Мохамеду Эль Барадею, который приблизительно через два месяца должен представить итоговый доклад о расследовании вокруг иранской ядерной деятельности. МАГАТЭ проводит его с февраля 2003 года.
Официальный Тегеран, однако, паниковать не намерен. «Если европейцы и международное сообщество хотят, чтобы мы предоставили им гарантии того, что будем использовать ядерную технологию в мирных целях, мы готовы им их предоставить... Но если они хотят помешать нам овладеть ядерной технологией для гражданских нужд, то наш ответ – нет», – заявил в минувшее воскресенье пресс-секретарь МИДа Хамид Реза Асефи.
Между тем, по мнению экспертов, доказать мирный характер своей программы Тегерану будет непросто. По данным спецслужб США, первая ядерная бомба у Исламской Республики может появиться к концу этого десятилетия. Бывший инспектор МАГАТЭ Дэвид Олбрайт полагает, что это произойдет уже через три-четыре года или «даже раньше, если иранцы поторопятся». А представители иранской оппозиции в изгнании утверждают, что верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи несколько месяцев назад дал указание окончательно наладить программу по производству атомного оружия к середине 2005 года.
Помимо Ирана представители 35 стран, входящих в МАГАТЭ, намерены обсудить недавние откровения Южной Кореи. Напомним, что две недели назад Сеул признал, что еще в 1982 году выработал небольшое количество плутония – ключевого компонента для создания атомной бомбы. Ранее в этом месяце Южная Корея заявила, что ее ученые обогатили небольшое количество урана, который также используется для создания ядерного оружия.