0
669
Газета В мире Интернет-версия

10.09.2004 00:00:00

Стивен Сестанович: «Дело ЮКОСа» привело к переоценке режима в России»

Тэги: сестанович, терроризм, сша, керри


– Какова ваша оценка событий в Беслане? Как случившееся скажется на дискуссиях Москвы и Вашингтона по терроризму и Кавказу?

 

– События в Беслане ужаснули всех американцев и по-прежнему очень широко освещаются во всех наших СМИ. Естественная реакция американских чиновников – спросить: есть ли способы активизировать сотрудничество в противодействии терроризму? Это будет непросто, но хорошенько задуматься об этом и предпринять какие-то действия очень важно. Конечно, существуют препятствия. Возможно, самое серьезное из них – неопределенность относительно того, как президент Владимир Путин намерен отреагировать на ситуацию. Это новая препона. Странное предположение российского президента о том, что Соединенные Штаты некоторым образом несут ответственность за теракты, – это одно из самых поразительных заявлений, которые я когда-либо слышал от ведущего международного лидера. Когда американцы читают подобное, они задаются вопросом, что же может быть на уме у Путина. Это наносит огромный удар по его личной репутации.

 

– Какое влияние могут американские выборы оказать на отношения между США и Россией?

 

– После выборов президент США, кто бы им ни стал, будет уделять большее внимание российско-американским отношениям. В случае своего избрания Керри, несомненно, даст указание проанализировать политику Вашингтона по отношению к России. Он попросит своих советников подумать над этим вопросом и сказать, какой эта политика должна быть. Когда новая администрация только приступает к работе, у нее всегда есть возможность все обдумать заново, а у помощников нового президента есть значительная свобода, чтобы рекомендовать смену курса или же согласиться с прежним. Это особенно верно, если в ходе кампании по тому или иному вопросу содержательная дискуссия практически не велась. В случае переизбрания Буша шансы на крутые перемены в российской политике Белого дома меньше, однако и в этом случае Буш, вероятно, внесет некоторые изменения в свою команду советников по внешней политике. А с новыми лицами за столом возможна и корректировка политики.

 

– Создается впечатление, что Керри в случае своего избрания не намерен уделять слишком много внимания проблеме соблюдения прав человека в России. Его, похоже, больше интересует проблема безопасности ядерных материалов в нашей стране. Керри считает, что Россия добилась существенных успехов в деле соблюдения прав человека?

 

– Я бы удивился, если б узнал, что Керри верит в то, что в России достигнут существенный прогресс на пути к демократии. Вряд ли его советники могли ему такое сказать. Конечно, он может думать, что высказывания по этому поводу не принесут большого эффекта. Но следует иметь в виду, что большинство демократов в США критиковали и критикуют президента Буша за то, что тот слишком мало говорит о состоянии демократии в России. И если Керри все-таки выберут, полагаю, что его советники рекомендуют ему не совершать больше ту же ошибку.

 

– Как вы считаете, имеет ли для Кремля принципиальное значение, кто сидит в Белом доме – республиканец или демократ?

 

– Особой разницы тут нет. Кто бы ни стал президентом, в следующем году он сосредоточится на Ираке как на основной внешнеполитической проблеме. Так будет по меньшей мере в следующем году. Скорее всего он будет рассматривать отношения с другими государствами сквозь эту призму. Если бы президент думал, что Россия действительно может помочь ему добиться успеха в Ираке, тогда это стало бы серьезной причиной для того, чтобы попытаться совершенствовать наши отношения. Однако, похоже, ясно, что Владимир Путин сыграть такую роль не хочет. Точно так же, если бы новый президент поверил, что Россия может стать сильным партнером в деле предотвращения попадания ядерного оружия в руки Ирана и Северной Кореи, эта вера, вероятно, стала бы основой для новых российско-американских отношений. Но насколько правдоподобно все это? Россия сигнализировала, что не видит эти проблемы в том же свете, что и мы.

 

– Как «дело ЮКОСа» сказывается на восприятии в Вашингтоне российской власти?

 

– Это дело стало единственным очень важным моментом, вызвавшим переоценку режима Путина здесь, в США, даже в рядах высокопоставленных чиновников в администрации Буша.

 

– В последнее время резко обострилась борьба за влияние между Москвой и Вашингтоном в Закавказье. Чего Москве следует ожидать на этом направлении после выборов 2 ноября?

 

– Уверен, что и сенатора Керри, и президента Буша озадачило бы предположение о том, что Россия и Америка ведут на Кавказе борьбу за влияние. Они сказали бы, что в этом нет необходимости. В то же время они не колеблясь заявили бы, что маленькие страны на Кавказе заслуживают поддержки в своих усилиях сохранить собственные независимость и суверенитет. К несчастью, политика России слишком часто предполагает, что Москва имеет особые права на этот регион. В результате это заставило многих американцев относиться к целям России с большим подозрением. Это уже имеет место в администрации Буша. То же самое было бы и с администрацией Керри.

 

– Российско-иранское сотрудничество до сих пор сильно раздражало Вашингтон. Какие подвижки возможны по этому досье при Керри?

 

– В ходе своей кампании Керри делал упор на то, что линия Вашингтона в отношении распространения ядерного оружия должна быть более энергичной и эффективной. Вряд ли он считает, что достижение этой цели неизбежно ведет к усилению разногласий с Россией. Но так или иначе результат может быть именно таким.

 

– Ряд аналитиков полагают, что в ближайшее время между демократами и республиканцами могут разгореться дебаты о том, кто все же «упустил» Россию. Что вы думаете на этот счет?

 

– В течение многих лет многие предсказывали начало дебатов на тему «Кто упустил Россию?». Однако эти предсказания до сих пор не материализовались. Причина, возможно, в том, что Россию не считают упущенной. А возможно, и в том, что вина за это лежит скорее на самой России, а не на политике США. В любом случае по окончании выборов ключевым вопросом для президента станет не то, была ли российская политика США в прошлом ошибочной, но какие отношения с США хочет иметь сама Россия.

 

– Попытается ли Керри в случае избрания вовлечь в Ирак Россию?

 

– Керри подчеркивал, что он хочет добиться больше многосторонней поддержки усилий американцев в Ираке. Вероятно, он попытается добиться большей роли ООН. Таким образом, Россия, будучи постоянным членом СБ ООН, окажется вовлеченной в Ирак по меньшей мере дипломатически. Попросит ли Керри Путина о другой помощи? Возможно. В какой-то момент создалось впечатление, что Россия действительно готова играть в Ираке большую роль, чем французы и немцы. Теперь же, похоже, Москва хочет играть меньшую роль. В результате Россия, кажется, стала бесперспективным партнером даже для новой американской политики. Если это неверная оценка, то пусть Россия более четко высказывает свои идеи.

 

– Претерпит ли внешняя политика США серьезные изменения в случае избрания Керри?

 

– Ни Керри, ни Буш не представили нам четкой картины того, как они видят будущую американскую политику уже после того, как Ирак полностью перестанет доминировать в повестке дня. Тем не менее независимо от того, ждет ли нас в Ираке успех или поражение, скорее всего в течение ближайших одного-двух лет иракская тема несколько потеряет приоритетность. Тогда будет важно выдвинуть более пространные идеи о роли нашей страны в мире.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
634
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2356
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1566
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1192

Другие новости