Сегодня премьер-министр Японии Дзюнъитиро Коидзуми совершит плавание на сторожевом корабле управления безопасности на море, чтобы осмотреть российские острова южной части Курильской гряды. По сообщениям японских СМИ, эта поездка намечена на 2 сентября, так как именно в этот день 69 лет назад на борту американского линкора «Миссури» был подписан акт о капитуляции Японии.
Морской круиз японского премьера на север повторяет аналогичные путешествия его предшественников. Только они совершали подобные вояжи на самолетах – еще в 1981 году первый такой полет совершил Дзэнко Судзуки. Затем «осмотры» превратились в ритуал. И каждый раз в Японии раскручивалась пропагандистская волна с требованиями «возвращения» Японии южнокурильской гряды, которую там называют «северными территориями». И на этот раз следует ожидать вспышки внимания японской общественности к этой теме. Об этом говорят недавние публикации в СМИ Японии с требованием усилить нажим на Россию по территориальной проблеме и даже вновь пойти на увязку этих требований с торгово-экономическими связями – рычаг давления, от которого Токио вроде бы уже отказался в последние годы.
Как следует отнестись к морскому вояжу Коидзуми? Как говорится в комментарии МИД РФ, там «обратили внимание» на намерение японского премьера провести визуальный осмотр южнокурильских островов, не входя в территориальные воды РФ. Это дело не новое и, как считают на Смоленской-Сенной, больше продиктовано «соображениями внутриполитического характера, поскольку трудно себе представить, что такие шаги могут иметь целью внесение конструктивного элемента в двусторонние российско-японские отношения».
В МИД России не согласны с утверждением Токио, что подобная поездка призвана «способствовать созданию благоприятной атмосферы» в преддверии намечаемых российско-японских контактов на высоком и высшем уровнях. Скорее наоборот, она относится к числу жестов, которые могут осложнить переговоры по проблеме мирного договора.
Почему же Коидзуми сел на боевой корабль, отправляясь в недалекое, но все же рискованное по последствиям плавание? Эксперт Центра исследований Японии Института Дальнего Востока РАН Николай Тебин усматривает в использовании премьером боевого корабля прежде всего рекламно-пропагандистскую подкладку. «Советники Коидзуми подсказали ему, что в интересах повышения своей популярности премьеру надо сыграть на патриотической нотке и поднять тему так называемых «северных территорий». По сравнению с самолетами корабль предоставляет больше возможностей для раскрутки этого события, ведь на борт можно взять больше телекамер», – отмечает эксперт.
Как следует оценивать призывы японских комментаторов использовать бизнес в качестве рычага давления на Россию? «Думается, что такая постановка вопроса противоречит интересам самих японцев. Особенно если учесть растущую потребность самой Японии в российских товарах, прежде всего в сфере энергетики», – считает Тебин.