После терактов в России на прошлой неделе Белый дом решил пересмотреть вопросы безопасности. Теперь все российские самолеты будут летать над американской территорией в сопровождении истребителей. Об этом пишет «Вашингтон пост». Предназначение этой меры можно понять в свете отданного ранее президентом США Джорджем Бушем распоряжения: боевым самолетам приказано сбивать любой самолет, если его захватили террористы и существуют опасения, что они намерены использовать его для совершения теракта против американских объектов. Иными словами, власти США предполагают возможность того, что на российских авиалайнерах в США могут прилететь террористы.
Распоряжение главы Белого дома американские ВВС начали выполнять уже на следующий день после крушения самолетов в Ростовской и Тульской областях. В минувшую среду жители районов Лос-Анджелеса, прилегающих к международному аэропорту, увидели рейсовый авиалайнер «Аэрофлота», зашедший на посадку с необычного направления. Его сопровождали истребители.
В настоящее время американские власти обсуждают также возможность направления авиаперевозчикам, летающим из Москвы в США, в частности «Аэрофлоту» и «Дельте эйрлайнз», требования усилить меры безопасности на своих рейсах. Такие меры могут включать дополнительную проверку пассажиров и их багажа, а также присутствие вооруженных охранников на борту.
Похоже, подобные распоряжения уже поступили в некоторые другие авиакомпании. По крайней мере стало известно, что английская «Бритиш эйруэйз» распорядилась, чтобы пассажиры ее рейсов прибывали в московский аэропорт «Домодедово» за 3 часа до вылета. Таким образом, авиакомпания обеспечит более тщательную проверку багажа.
Кроме того, эта же авиакомпания направила распоряжение в пункты транзита в других странах дополнительно проверять багаж и пассажиров, прибывающих из Москвы и пересаживающихся на другие направления.
То, что обращает внимание во всех этих мерах, так это не их оправданность или неоправданность, а отсутствие какой-либо координации действий с российскими властями. Заграница как бы старается не вникать в подробности того, что делается в России по части усиления безопасности, и пытается защититься самостоятельно.
Подобный «самостоятельный» подход наблюдался и в освещении самих катастроф зарубежной, прежде всего западной, печатью. Буквально сразу же после случившегося иностранные СМИ стали называть их наиболее вероятной причиной теракт. Затем стали все больше связывать теракт с Чечней, объясняя его попытками сепаратистов каким-то образом прореагировать на чеченские выборы.
Наутро после трагедии на мой вопрос о том, правомерно ли еще до каких-либо конкретных результатов расследования называть случившееся терактом, мой собеседник – иностранный ученый – ответил контрвопросом: «А что еще может привести к одновременной гибели в разных местах двух авиалайнеров, взлетевших из одного аэропорта?» Ответ очевиден. Мой собеседник не имел конкретной информации, но мыслил логически. Примерно такие же мнения экспертов приводили в качестве первой оценки катастроф ведущие западные СМИ.
В конечном счете эксперты ФСБ подтвердили, что в обломках обоих самолетов найдены следы взрывчатки. Ряд западных изданий утверждают, что Москва намеренно не спешила с выводами. Якобы «придерживала» неприятные новости, чтобы не произвести негативного влияния на выборы в Чечне. Такого мнения были, в частности, английская «Гардиан» и немецкая «Вельт». По мнению «Гардиан», «Кремль не хочет признавать тот факт, что накануне жизненно важных выборов службы безопасности допустили такой серьезный промах». «Они (выборы) чрезвычайно важны для провозглашенного Путиным «политического решения» конфликта на Северном Кавказе. На голосование не должна упасть ни одна тень», – написала «Вельт». Схожие оценки высказывали и другие зарубежные СМИ.
Иначе выглядело дело при освещении зарубежной печатью терактов 11 сентября 2001 года. Все шло четко следом за официальным расследованием. Несомненно, масштаб трагедии тогда был иным (погибло около 3 тыс. человек). Была и большая «наглядность»: сентябрьские авиакатастрофы произошли средь бела дня в центре самого большого города США. И все же разница в степени доверия к американским властям тогда и к российским властям после похожей трагедии у нас в стране сейчас бросается в глаза. Российские объяснения на Западе не то чтобы не принимают. Там просто строят свои догадки, не рассчитывая получить от Москвы достаточно полные ответы. Возможно, свою роль сыграл и фактор традиционного недоверия к Востоку на Западе, особенно с учетом связи произошедшего с непростой внутриполитической обстановкой в России.
Если в плане информационного освещения событий подобную «самостоятельность» Запада можно понять, то односторонность в принятии мер безопасности нашими зарубежными партнерами удивляет. Они, похоже, не намерены обращать внимание на дополнительные меры по усилению безопасности аэропортов и авиаперевозок, экстренно принимаемые в России. А ведь уже сложилась целая система взаимодействия стран в деле борьбы против терроризма, в том числе и на воздушном транспорте. Существуют соответствующие международные соглашения, участником которых является Россия. Отход от этой схемы, проявления взаимного недоверия не только ведут к ненужным расходам, но и ослабляют эффективность принимаемых мер.