0
1232
Газета В мире Интернет-версия

26.08.2004 00:00:00

Двуединая стратегия Буша

Алексей Богатуров

Об авторе: Алексей Демосфенович Богатуров - доктор политических наук, профессор, главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН.

Тэги: сша, стратегия, геополитика, россия


Четыре ключевых обстоятельства определяют международную среду, в которой США затеяли новый тур реформы структуры обеспечения стабильности в Старом Свете. Во-первых, американские политики на фоне ближневосточных событий стали негласно признавать фундаментальный характер противоречий США с арабо-мусульманским миром и испугались зависимости от него. Во-вторых, приоритеты экономической безопасности Соединенных Штатов потребовали переключения части энергопотребления на поставки из глубинных районов Евразии – Закаспийского региона и России. В-третьих, выросло влияние России на мировую энергетическую ситуацию, что произошло одновременно с консолидацией российского политического слоя вокруг президента Владимира Путина и переходом России к проведению более активной внешней и оборонной политики. В-четвертых, в американских представлениях о реальных угрозах для безопасности США все менее значимую роль играют суждения о возможности конфликтов в Центрально-Восточноевропейском регионе.

Американцам стала очевидна недостаточность сформулированной еще в 1993 г. стратегии «расширения демократии». Она исходит из того, что на месте бывшего социалистического блока возникло пространство «новых демократий» – от Венгрии и Чехии на западе до России и Казахстана на востоке. В нем четыре «слоя» – вполне демократические страны, полудемократические (государства Прибалтики, Россия, Украина), режимы «демократической ориентации» (Грузия, Казахстан, Киргизия) и анклавы «остаточной» авторитарности (Туркмения, Белоруссия, Узбекистан, Азербайджан). Соединенные Штаты Америки и Европейский союз многого добились в освоении этого пространства. Ни одна из «новодемократических» стран за исключением Белоруссии не противостоит Западу, и почти все дают заверения в стремлении сблизиться с ним. Но все же ориентация на США и Евросоюз – не абсолютна. Таковой она оказалась лишь для восточноевропейских государств приграничного пояса бывшего СССР да прибалтийских республик.

Украина ведет себя осторожней, периодически заявляя (как недавно), что стремление к дружбе с США и ЕС стоит для Киева в одном ряду с желанием сотрудничать с Россией. Хотя принимать подобные посулы полностью на веру не приходится, но уже благо то, что украинским лидерам хватает здравого смысла умерять прозападные жесты до разумного уровня с учетом важности соседства с Россией и степени экономической зависимости от нее Украины. Подобным же образом (но не так успешно) лавируют Грузия, Армения, Азербайджан. Еще больше склонны подчеркивать многообразие своих международных ориентиров страны Центральной Азии, которые упоминают о важности для них не только России, но и Китая. О многовекторности своей внешней политики говорят и в самой Москве. Хотя фактически отношения с США (и Евросоюзом) играют для России определяющую роль, недооценивать значение «китайского направления» нет оснований.

Теоретически многовекторность существовала для стран Центральной Евразии всегда. Но пока Россия задыхалась в экономическом кризисе, сотрясалась от угроз повсеместного (при Ельцине) сепаратизма и схваток между левыми и правыми, всерьез «российский фактор» никто не принимал. Хотя в принципе «возвращения России» ожидали, но не думали, что это случится уже сегодня и благодаря нефти – ведь именно нефтяной фактор позволяет России реализовать преимущества уникального положения «ядерной нефтяной» державы.

Эти сдвиги происходят в неблагоприятный для американской администрации момент: войну в Ираке американцы ведут неудачно, и на внутриполитическом фронте Демократическая партия стремится представить действия команды президента Джорджа Буша в самом мрачном свете. Казалось бы, не время американскому президенту размышлять о перспективах глобальной стратегии. Тем примечательней, что он о них думает.

Конечно, обещание возвратить 45 тыс. американских солдат из Германии и Южной Кореи (но не из Ирака и Афганистана) и является ответом президента Буша на обвинения в том, что он преувеличивает внешние угрозы американским интересам. Но главное не в этом. Передислокация американских баз и вооруженных сил за рубежом – это второй (после демократизации Восточной Европы и расширения НАТО на восток) этап грандиозной реконструкции системы американского политико-стратегического присутствия в Евразии, производимой с учетом растущей мощи Китая, завершения процесса ослабления России и, возможно, превращения периодически обостряющегося «американо-исламского» противостояния в устойчивый фактор международной жизни.

При этом в американской стратегии появился важный новый элемент. Она перестает быть антироссийской в традиционном смысле – теряет непосредственную направленность против российских интересов. За минувшие 15 лет, несмотря на противоречия, взаимные упреки и раздражения, Россия и США продвинулись к построению основ партнерства настолько далеко, что американская элита стала рассматривать отношения с Москвой в контексте не столько рецидивов конфронтации с ней, сколько возможности сотрудничать с Россией – хотя и на условиях выгодных в первую очередь Вашингтону. Намерение США закрепиться в поясе «Украина–Грузия–Узбекистан–Таджикистан–Киргизия» представляется не просто актом вытеснения России из зоны ее традиционного влияния, а первым элементом изощренной двуединой стратегии, второй неотъемлемой частью которой является бесконфликтная (но не беспроблемная) интеграция России в систему нарождающихся интересов США в этой части мира.

Обе главные части американской элиты настроены на партнерство с Москвой. Этот настрой основан на расчете использовать в американских интересах позиционные и иные преимущества России в регионе Центральной Евразии, который США стали считать для себя ключевым. Вашингтон действует, сочетая давление с приглашением к сотрудничеству – англо-саксонская «этика торга». Поэтому торговаться надо хладнокровно и упорно. К этому, мне кажется, и готовится российская дипломатия независимо от того, чьи шансы в ходе ноябрьского голосования в США оцениваются выше.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
462
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2175
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1414
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1051

Другие новости