Джордж Буш любит книги.
Фото Reuters
Менее чем за сто дней до президентских выборов в стране наблюдается небывалый «культурный бум». Почти каждый творческий человек считает своим долгом издать книгу, посвященную одному из двух кандидатов на высший пост, выпустить фильм, сделать театральную постановку или, на худой конец, спеть песню. Большинство продукции – критика или откровенное поливание грязью нынешней президентской администрации.
В ближайшее время в США поступят в продажу около 50 новых политизированных книг.
Примечательно, что количество политически мотивированной литературы в США в последние годы стабильно возрастает. В 1988 году речь шла о 290 книгах, четырьмя годами позднее – о 398, в 1996 году таковых было уже 680, в 2000 году – 756, наконец, в прошлом году – 828. Теперь же обозреватели не исключают, что будет преодолен тысячный рубеж.
«За последние 25 лет я не припомню такого объема литературы, посвященной президенту, в год выборов», – признался в интервью газете «Ю-Эс-Эй тудей» Джефф Залеский, главный редактор специализированного журнала «Паблишерс уикли». По его мнению, причина книжного бума кроется в необычной личности самого Буша, а также обусловлена «знаковостью» предстоящего в ноябре голосования.
Интригующе звучат уже сами названия. «Вся президентская рать» («All the President's Spin»), посвященная «как никогда агрессивным» советникам президента по прессе. «Бойцовые пудели и другие медиамутанты» («Attack Poodles and Other Media Mutants»).
Эта книга, которая написана Джеймсом Уолкоттом, увидит свет 25 августа. Автор резко критикует близкий к Белому дому телеканал «Фокс-ньюс», называя его редакторов «сторожевыми псами Буша». 21 сентября на полках магазинов появится труд известного журналиста Сеймора Херша «Командная цепочка. Путь от 11 сентября до «Абу Грейб» («Chain of Command, The Road from 9/11 to Abu Ghraib»). Херш одним из первых начал раскручивать историю с пытками, которым американские военные подвергали заключенных в Ираке. Уже несколько дней интересующиеся могут приобрести книгу «Мир Буша: входите на свой страх и риск» («Bushworld: Enter at Your Own Risk»). Ее написал редактор «Нью-Йорк таймс» Морин Дауд. Наконец, о скандальных перипетиях семейной жизни Буша рассказывает биография президента «Семья: подлинная история династии Буш» («The Family: The Real Story of the Bush Dynasty»). Автор – Китти Келли, которую считают специалистом по «копанию в грязном белье».
А вот трудов, написанных в защиту президента и в пику демократам, напротив, не так уж много. Вчера увидела свет книга Рональда Кесслера «Выдающаяся личность» («A Matter of Character»). А на 30 августа – день открытия в Нью-Йорке съезда Республиканской партии, запланировано начало реализации хвалебного произведения «Спасибо Вам, президент Буш» («Thank You President Bush»).
Любопытно, что соперник Буша демократ Джон Керри жрецов искусства вдохновляет гораздо меньше. Наиболее критическая книга по отношению к Керри получила название «Многоликий Джон Керри» («The Many Faces of John Kerry»). Автор – бывший конгрессмен Давид Босси.
Начало книжного бума пришлось на первую половину этого года, когда за перо взялись политики, знающие изнутри «кухню» Белого дома. В начале года в бестселлере Рона Зюскинда «Цена верности» («The Price of Loyalty») разоткровенничался теперь уже бывший министр финансов Пол О’Нил. Именно в этой книге появилось знаменитое сравнение Буша со «слепым, окруженным глухими». Так, вспоминает О’Нил, проходили совещания в Белом доме. В свою очередь, бывший главный эксперт Белого дома по терроризму Ричард Кларк обвинил президентскую администрацию в том, что та прошляпила теракты 11 сентября 2001 года. Тому, как тогда воспринимали в Вашингтоне угрозу, исходившую от Усамы бен Ладена и «Аль-Каиды», посвящена нашумевшая книга Кларка «Против всех врагов» («Against All Enemies»).
Иногда дело доходит до абсурда. В ряде книжных магазинов объемный отчет Федеральной комиссии по расследованию терактов 11 сентября снабжен аннотацией «хорошее чтиво для пляжного отдыха».
По мнению аналитиков, основная нагрузка по поливанию грязью и раскрутке кандидатов ложится на телевидение и кинематограф. Пример тому, в частности, развлекательное ежедневное шоу с Джоном Стюартом. В прошлом месяце, когда Стюарт выставил на посмешище съезд Демократической партии в Бостоне, аудитория программы составила 1,3 млн. зрителей. Столько же, сколько собрал тогда популярный новостной кабельный канал MSNBC.
По-прежнему в центре внимания скандальный фильм Майкла Мура «9/11 по Фаренгейту». На выходе и новые политические «шедевры» о «тугодуме Буше». Это фильм Джона Сейлза «Серебряный город» («Silver City»), а также работа Трея Паркера и Мэтта Стоунза «Команда Америка: мировая полиция» («Team America: World Police») – сатирический взгляд на жизнь в эпоху борьбы с международным терроризмом. Наконец, в конце этого месяца выходит фильм «Мозг Буша» («Bush's Brain»), посвященный президентскому стратегу Карлу Роуву. Большой популярностью пользуется и появившаяся недавно в продаже кинолента Рона Гринвальда, резко критикующая работу телеканала «Фокс-ньюс».
Стараются не отставать и музыканты. На днях о начале тура по стране под лозунгом «Голосуй за перемены» заявили известный рок-певец и композитор Брюс Спрингстин, певец Дейв Мэттьюс, рок-группы Dixie Chicks и Pearl Jam.
«Мы живем в потрясающее время, если принять во внимание, какую важную роль стала играть сейчас политика в жизни людей», – говорит автор фильма о «Фокс-ньюс» Рон Гринвальд. По его мнению, причиной резкого роста интереса к политике события последних четырех лет: скандальные президентские выборы 2000 года, теракты 11 сентября, война в Ираке. В прошлом освещение политических событий ограничивалось лишь традиционными блоками новостей. Однако молодых американцев эти довольно нудные отчеты, как показывает статистика, привлекают гораздо меньше, чем, скажем, книга Бена Коуэна «50 способов указать Джорджу Бушу на дверь» с глупой физиономией президента на обложке.