Иранский лидер Мохаммед Хатами едет в Баку с большими надеждами.
Фото Reuters
Сегодня в Баку с двухдневным официальным визитом прибывает президент Ирана Мохаммед Хатами. Как сообщил журналистам иранский посол в Азербайджане Ахад Газаи, результатом переговоров с президентом Ильхамом Алиевым должно стать подписание ряда важнейших межгосударственных документов, в том числе и ирано-азербайджанской декларации о дружбе и сотрудничестве.
За переговорами лидеров двух государств будут следить не только в Баку и Тегеране, но и в Москве. Как сообщили «НГ» в азербайджанском МИДе, одной из важных тем на предстоящей встрече будет выработка общих позиций по строительству транспортных магистралей в рамках международного транспортного коридора Север–Юг. Большую заинтересованность в реализации этого проекта проявляет и Россия. Как известно, в ходе трехсторонних консультаций между Москвой, Баку и Тегераном достигнута договоренность о прокладке железнодорожной магистрали, которая в итоге даст России сухопутный выход к Персидскому заливу. В рамках этой договоренности планируется создать международный консорциум, в который в числе других войдут ОАО «Российские железные дороги» и аналогичные фирмы Ирана и Азербайджана. Ожидается, что соответствующее ирано-азербайджанское соглашение будет подписано уже в ходе нынешнего визита. По словам посла Азербайджана в Тегеране Аббасали Гасанова, не исключено, что на предстоящих переговорах будет решен и вопрос о строительстве в рамках транспортного коридора Север–Юг автомагистрали между двумя странами. Кроме того, отметил азербайджанский дипломат, планируется оформить ряд соглашений по сотрудничеству в области энергетики, образования, здравоохранения, культуры и т.д.
Интерес для России будут, несомненно, представлять и итоги обсуждения позиций Азербайджана и Ирана по разделу Каспия. Напомним, что официальный Тегеран в этом вопросе придерживается схемы раздела, серьезно отличающейся от той, которую уже согласовали Россия, Азербайджан и Казахстан. Иран настаивает на том, чтобы ему принадлежала одна пятая часть Каспийского моря – независимо от того, как остальные прикаспийские государства договорятся между собой.
В Баку не скрывают, что придают визиту иранского президента большое значение. Не только из-за важности тех вопросов, которые намерены обсудить делегации двух стран. Дело в том, что за несколько дней до приезда президента Хатами азербайджанская сторона создала предстоящим переговорам «ненужные» сложности. Визит по традиции готовил МИД Азербайджана, и с этой целью в Тегеране 31 июля – 1 августа находился министр иностранных дел Эльмар Мамедъяров, после чего в Иране разразился скандал. По информации СМИ, глава МИД Азербайджана Эльмар Мамедъяров на пресс-конференции, коснувшись темы живущих в Иране азербайджанцев, допустил «неосторожные высказывания». По его словам, азербайджанцы якобы являются в Иране национальным меньшинством, но поддерживают «хорошие связи» с иранцами. Глава комитета по нацбезопасности и внешней политике парламента Ирана Алаидин Буруджирди усмотрел в этих словах «искажение истории» и угрозу «целостности Ирана», о чем и заявил в интервью тегеранской газете «Бартаб».
Замминистра иностранных дел Азербайджана Халафу Халафову пришлось оправдываться, не дожидаясь возвращения своего шефа: иранские журналисты, мол, «неправильно поняли слова главы МИД Азербайджана». Речь вовсе не идет об отделении иранских азербайджанцев от иранского общества. «В Иране проживают много миллионов азербайджанцев (по последним данным, в северном Иране их около 25 млн., в то время как в самом Азербайджане – 8 млн. – «НГ»). Для этих людей Иран является исторической родиной, представить их в отрыве от иранского общества невозможно», – убеждал Халаф Халафов.
Насколько это ему удалось, покажут итоги ирано-азербайджанских переговоров на высшем уровне. Большинство азербайджанских аналитиков оценивают отношения между Тегераном и Баку как «непростые и неоднозначные». Как сказал «НГ» бакинский независимый эксперт Мэтин Меджидли, в Иране с подозрением наблюдают за процессом становления независимого Азербайджана, опасаясь усиления национального движения в северных районах Ирана. «Не случайно иранские власти до сих пор противятся открытию азербайджанского консульства в Тебризе – неформальной столице северного Ирана», – отметил эксперт.
По его мнению, трудным будет разговор и о внешнеполитических приоритетах официального Баку. Тегеран, как известно, не в восторге и от откровенно прозападного курса нынешнего азербайджанского руководства, от расширяющихся связей Азербайджана с США и НАТО. Все это, считает Мэтин Меджидли, добавляет интриги нынешнему визиту в Баку президента Мохаммеда Хатами, и дело вряд ли ограничится «взаимными реверансами».
Баку