Усама бен Ладен – мир узнал это имя лишь после 11 сентября 2001 года. В списке террористических групп, который ежегодно публиковал госдеп США с подачи американских спецслужб, до трагедии в Нью-Йорке и Вашингтоне фигурировали палестинские группировки и партизаны в развивающихся странах. Новый враг – «Аль-Каида» – появился внезапно.
В действительности как раз для американских спецслужб «Аль-Каида» уже не была чем-то новым. К сентябрю 2001 г. они почти десяток лет вели игру в кошки-мышки с террористами.
У ЦРУ и ФБР накапливалась информация о тайной организации. Сначала узнали о некоем «Бюро афганских служб» в Судане, преобразованном в организацию с арабским названием «Аль-Каида», что означало «База». Заведующим «Базой» оказался старый знакомый ЦРУ саудовец Усама бен Ладен, один из главарей арабских моджахедов в период афганской войны. Его сообщники были все те же моджахеды. Когда американцы и власти Саудовской Аравии добились высылки бен Ладена из Судана, его приняли в Афганистане. В 1996 году к ЦРУ перебежал один из ближайших помощников главы террористов Джамаль Аль-Фадл, который подробно рассказал о намерениях бен Ладена.
Побывав недавно в Пакистане, я попытался узнать мнение местных экспертов о бен Ладене. Пакистанцы практически единодушно называют террориста агентом или наемником ЦРУ. Разумеется, бывшим. Специалисты научного центра при Пешаварском университете заявляют, что бен Ладен служил в двойном качестве руководителя моджахедов и подрядчика, обустраивавшего их базы в приграничных районах.
Известный журналист Рауф Шейх, в свое время бравший интервью у бен Ладена, говорит, что последний и руководимые им арабские моджахеды были «брошены» американцами по окончании войны в Афганистане. Но раззадоренные военным успехом, подопечные бен Ладена хотели только продолжать джихад. К тому же многие не могли вернуться в свои страны из-за более ранних столкновений с законом. В конечном счете бен Ладен нашел способ продолжить «священную войну», предложив моджахедам повернуть оружие против американцев.
Проблем с идеологическим обоснованием не было. В своей фетве (религиозная декларация), в которой США и Израилю объявлялась война, бен Ладен ссылается на нерешенную ближневосточную проблему, на «американскую оккупацию» святых земель мусульман в Саудовской Аравии и даже на средневековые походы крестоносцев на Ближний Восток. Однако важно отметить, что сначала были моджахеды, и лишь потом они нашли повод повоевать. Иными словами, «Аль-Каида» возникла из афганской войны, точнее – операции ЦРУ, разведки Саудовской Аравии и военной разведки Пакистана.
Пакистанцы ныне прямо признают, что их страна была неофициальным участником войны или «прифронтовым государством». А вот как описывает всю эту историю бывший главный эксперт Белого дома по терроризму Ричард Кларк в своей книге «Против всех врагов»: «Пакистанская военная разведка, финансируемая американским и саудовским правительствами и «благотворительными» организациями, превратила группы афганских племен и несколько тысяч арабских добровольцев в силу, сковавшую мощную Красную армию». Он же приводит данные, заимствованные из «открытых исследований»: выделение средств на тайные операции ЦРУ в Афганистане выросло с 35 млн. в 1982 г. до 600 млн. долл. в 1987 г.
Афганская война ничего не дала Пакистану, кроме проблем: афганских беженцев, не собирающихся возвращаться на родину; беспокойных границ и собственных экстремистских организаций и групп. Получилось, что пакистанцы в какой-то мере несут ответственность за свои беды. О масштабах террористической опасности, угрожающей самому Пакистану, говорит хотя бы такой факт: в минувшую пятницу было совершено покушение на министра финансов страны Шауката Азиза (кандидата в премьеры). Ответственность за атаку взяли на себя исламисты. До этого состоялось три покушения на президента страны Первеза Мушаррафа.
Американцев также обуревают сомнения. «Были ли мы правы, когда вооружали афганцев «Стингерами»? Было ли ошибкой решение вовлечь в эти действия саудовцев? Многие считают, что это был ошибочный курс периода холодной войны, посеявший семена «Аль-Каиды», – пишет Кларк.
Сам он, правда, так не считает. По его мнению, «ставки в холодную войну были крайне высокими» и «надо было изматывать СССР». Получилось, что, пойдя ва-банк, Вашингтон получил вместо холодной войны антитеррористическую. И, похоже, надолго.