Американские ВВС, уже имеющие на вооружении сверхтяжелую бомбу весом 20 тыс. фунтов (около 10 т), решили обзавестись еще более мощным боеприпасом. Они заказали фирмам-подрядчикам проект бомбы весом 30 тыс. фунтов (примерно 14 т), предназначенной для поражения глубоких укрепленных укрытий и пещер. Примерно таких, как сообщает телеканал Си-эн-эн, какие имеются в Северной Корее. (Существующая ныне самая большая десятитонная бомба – или, точнее, контейнер с взрывчаткой – рассчитана на взрыв на поверхности земли.)
Бомбу хотели создать к началу войны с Ираком, но не смогли вовремя найти решения возникших технических проблем. Теперь, по свежим следам войны, пришли к выводу, что не все цели в Ираке могли быть поражены имеющимся оружием. Найдены и необходимые технические решения.
Бомбы, названные «Биг Блю», предполагается доставлять к цели на бомбардировщиках В-2 и В-52, подвесив их для равновесия по две. Сбрасывать их также будут одновременно. Массивный корпус и специальный взрыватель рассчитаны на поражение цели на глубине. Предусматривается «умное» наведение на цель – с помощью спутниковой системы глобального позиционирования GPS.
Пентагон уже выделил деньги на проектирование и изготовление опытных образцов бомбы – 11 млн. долл. Любопытно, что сами заказчики до конца не уверены в том, удастся ли создать такую большую бомбу, а главное, добиться выделения достаточно большой суммы на ее сооружение в реальности.
Тем не менее, по мнению аналитиков, спекуляции о том, что новое оружие предназначается для уничтожения целей в Северной Корее, могут быть попыткой оказать давление на Пхеньян. Последний раунд шестисторонних переговоров (проблему ядерной программы КНДР пытаются урегулировать Россия, Республика Корея, КНР, США и Япония) в Пекине показал, что северокорейские власти ведут себя несговорчиво. Они по-прежнему требуют от США в первую очередь предоставить письменные гарантии безопасности и экономическую помощь, а уже после этого обещают демонтировать свои ядерные объекты, размещенные в подземных укрытиях. Возможно, уже на следующей встрече «шестисторонки», которая должна пройти в сентябре, Вашингтон может придать своим требованиям более ультимативную форму.