События, которые происходят сейчас в секторе Газа, безусловно, очень огорчают. Тем не менее спекулировать на тему политического кризиса в Палестине было бы некорректно. Президент Ясир Арафат и премьер-министр Ахмед Куреи, несомненно, останутся на своих постах. Комментируя сложившуюся ситуацию, не следует заострять внимание на отдельных и не играющих большой роли поводах для нынешней дестабилизации. Существуют более глубокие причины, и главная среди них – безусловно, оккупация.
В течение долгих лет народ Палестины находится в практически полной изоляции и постоянном страхе. Социально-экономические последствия такого положения катастрофические. Настроения в палестинском обществе обострились до предела. Арафат и Куреи должны продолжить процесс реформирования, главная цель которого – создание независимого демократического государства Палестина. До тех пор, однако, пока Израиль при поддержке США будет продолжать активно этому препятствовать, отвергать переговоры и стремиться к тотальному «размежеванию» путем строительства заграждений, мира и стабильности в регионе не будет.
Решение Гаагского суда о том, что так называемый «забор безопасности» противоречит международным законам, безусловно, справедливо и чрезвычайно важно. Призвав Израиль разрушить сооружение и выплатить пострадавшим от него палестинцам соответствующие компенсации, международное сообщество признало, что стена наносит серьезный вред Палестине, разделяя единый народ. Она не позволяет студенту посещать занятия в университете, больному – вовремя попасть в больницу. Суд в Гааге доказал, что в мире все еще есть место для справедливости. Его вердикт свидетельствует о существовании мировой совести.
Правда, израильский премьер Ариэль Шарон продолжает настаивать на строительстве своей разделительной стены, в чем его активно поддерживают США. Америка всегда готова оправдать несоблюдение Израилем любой международной договоренности, соглашения или резолюции. Очевидно, однако, что эта стена не способна обеспечить безопасность израильтянам. Это, безусловно, политическая стройка, нацеленная на дальнейшую оккупацию палестинских территорий и предотвращение создания палестинского государства. Если бы это не было так, то почему Шарон не возводит стену по границе 1967 года, а на землях, принадлежащих Палестине?
Несмотря на то что решение Гаагского суда несет рекомендательный характер, оно формирует определенные моральные обязательства. Это самая высокая судебная инстанция в мире и она высказалась против оккупации. Если ее мнение не имеет значения, то и решения всех остальных законных международных организаций и структур несущественны.
Палестина уважает и считается с международными организациями, поэтому независимо от угроз США наложить вето, мы все равно выдвинули вердикт Гаагского суда в качестве проекта резолюции. Правда, пока не в Совете Безопасности, а на Генеральной Ассамблее ООН. После президентских выборов в США мы посмотрим, как будут развиваться события и тогда, возможно, обратимся и в Совбез. Кстати говоря, даже если бы американцы отказались блокировать такую резолюцию и СБ ее принял, это ровным счетом ничего бы не изменило. Израиль в любом случае откажется ее выполнять, как он поступал и прежде со всеми ранее принятыми резолюциями.
С одобренной международным сообществом и теми же США «Дорожной картой» случилось именно так. Израиль отказывается выполнять свои обязательства по этому плану мирного урегулирования. Есть соглашения, есть резолюции, но нет никаких действий. Со своей стороны, палестинское руководство, наоборот, считает, что «Дорожная карта» действительно является выходом из конфликта и прилагает все усилия, чтобы соблюдать ее условия. Мы даже выступили с предложением, чтобы план Шарона об эвакуации израильских поселений из сектора Газа стал ее частью, но положительного ответа так и не получили. Шарон утверждает, что его действия в этом направлении не противоречат «Дорожной карте», хотя «размежевание» в одностороннем порядке не подразумевает никаких переговоров с Палестиной, а это, пожалуй, основное условие мирного урегулирования. В противном случае повторится история с югом Ливана, часть которого Израиль покинул, но от диалога с ливанцами отказался.
Попытки создания коалиционного правительства с оппозиционной партией «Авода» вряд ли что-либо изменят, даже несмотря на то, что ее лидер Шимон Перес выступает за возобновление переговорного процесса с палестинцами.
К огромному сожалению, «ближневосточный квартет» пока не в состоянии каким-либо образом повлиять на ситуацию. Несмотря на то что и Россия, и ООН, и Европейский союз осуждают действия Израиля и его политику в целом, США препятствуют деятельности «четверки». В действительности американцам не нужна независимая Палестина. Они не хотят и ничего не будут делать. Если бы США хотели создания такого государства, разве они бы позволили Израилю выстроить свой забор, который фактически исключает образование Палестины с единой территорией? Дело в том, что в Вашингтоне сидят много радикально настроенных политиков, которые разделяют взгляды самого Шарона и ряда его коллег по «Ликуду». К тому же в США очень влиятельно еврейское лобби. Кто пойдет голосовать за Буша на предстоящих выборах, если он обернется против Израиля?!
Палестина же уже сейчас готова стать полноценным государством. У нас есть все необходимое для этого, кроме мира. Мы стремимся к демократии. Мы уважаем права и свободы человека. В Палестине уже имеются все необходимые институты, в том числе независимый суд. У нас есть опыт проведения демократических выборов под контролем международных наблюдателей. Ряд палестинских партий готовы потеснить «ФАТХ» и даже предложить альтернативу Ясиру Арафату.
Палестине нужен мир. Мир – это безопасность. Но мир нельзя достичь через стену. Вместо расистских заграждений между странами и народами необходимо строить мосты, потому что только так можно достичь безопасности, стабильности, процветания и поистине справедливого мира.