Российские ученые откликнулись на призыв министра экономического развития Германа Грефа, который заявил недавно, что главной проблемой российской экономики является отсутствие крупных инфраструктурных проектов. На семинаре «Стратегия развития инфраструктуры: уроки бразильского опыта», завершающем третий год работы ежемесячного семинара «Стратегия развития», проводимого Высшей школой бизнеса МГУ совместно с Институтом комплексных стратегических исследований (ИКСИ), доктор Майкл Барзелай из Лондонской школы экономики и ведущий специалист ИКСИ Евгения Швец поделились наблюдениями за успешным развитием инфраструктуры в Бразилии и предложили использовать ее опыт в России.
По мнению ученых, такое сравнение вполне целесообразно, поскольку в экономическом положении Бразилии и России есть много общего. В частности, это большая территориальная протяженность, федеративное устройство, региональные диспропорции в развитии, возрастающее влияние президента. По мнению Майкла Барзелая, сходны и политические подходы в руководстве обеими странами. «У обеих есть цель – добиться экономического роста и устойчивого развития, – отметил он. – Препятствия на пути решения этих задач тоже одинаковые – это наследие централизованного планирования, когда высочайшим приоритетом признано сохранение макроэкономической стабильности. Зачастую это мешает в реальной работе».
Майкл Барзелай рассказал, что после того, как в Бразилии была смещена военная хунта, которая правила страной больше 25 лет, страна столкнулась с экономическими проблемами – в частности, гиперинфляцией, привычкой к централизованному планированию и другими. После того как часть из них была решена, правительство в 1998 году выработало восьмилетнюю программу развития инфраструктурного сектора и определило 42 приоритетных проекта, реализация которых была обеспечена правительственной поддержкой и гарантировалась бюджетным финансированием. Основной идеей этой программы стала необходимость создания и развития инфраструктуры как главного средства обеспечения экономического роста.
Каждый из принятых к реализации проектов попал под личный контроль президента Кардозу, финансирование осуществлялось через федеральные бюджетные фонды, были назначены и названы общественности главные руководители проектов. «Система руководства базировалась на принципах, которые включали четкую формулировку целей, ответственных лиц, информирование руководства в режиме реального времени, – рассказывает Майкл Барзелай. – Кроме того, была создана культура прогнозирования проблем, а не решения их, и разработана система заинтересованности людей, работающих над реализацией проекта».
Итогом этой работа стал портфель инвестиций, который был получен Бразилией под реализацию этих проектов. Пятую часть всех средств, затраченных на строительство инфраструктуры, профинансировал частный бизнес, 33% – различные фонды, а государственные организации вместе с федеральным бюджетом обеспечили около половины всех инвестиций. По мнению авторов исследования, портфель инвестиций стал аналитической базой для составления четырехлетнего бюджетного плана на период 2000–2003 годов.
Основной задачей этого планирования была региональная направленность развития экономики. «Идея регионального развития заключается в концентрации промышленности в определенных полюсах и обеспечении инфраструктурной связи между регионами, – говорит Майкл Барзелай. – При этом были более четко установлены функции федеральных и региональных органов управления при создании инфраструктуры».
По мнению авторов исследования, Россия, которая также испытывает проблемы с развитием инфраструктуры, может позаимствовать у Бразилии ее опыт. В частности, Евгения Швец считает, что для привлечения частного бизнеса к финансированию проектов строительства инфраструктуры необходимо производить анализ их эффективности, в том числе за счет государства. Кроме того, органы власти России могли бы также определить несколько приоритетных проектов национального значения, на реализацию которых были бы направлены их усилия. Для этого полезно было бы выявить узкие места и недостающие звенья в транспортной, трубопроводной, железнодорожной и других отраслях. «А решающее слово должно остаться за президентом», – считает Евгения Швец. Исследователи убеждены, что без политической поддержки и связи каждого проекта с конкретным политическим лидером успеха в развитии инфраструктуры не добиться.