Александр Вершбоу: США не могут гарантировать, что к власти в Ираке не придут экстремисты.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)
– Как вы оцениваете положение в Ираке в преддверии передачи 30 июня суверенитета иракскому правительству?
═
– Несмотря на то что ситуация в Ираке продолжает оставаться очень сложной, теперь, после того как была принята резолюция СБ ООН, шансы на то, что эта ситуация будет улучшаться, существенно возросли. Теперь, когда есть международно признанная дата передачи суверенитета иракскому народу – 30 июня, у нас гораздо больше шансов снизить насилие в стране до допустимого уровня и в большей степени сконцентрироваться на вопросах политического и экономического восстановления.
Даже сегодня ситуация в Ираке не так плоха, как она часто представляется в СМИ, включая американские СМИ. Во многих сферах прогресс налицо. Это и экономика, и образование. Восстановлен довоенный уровень электроснабжения. Даже несмотря на периодические атаки на нефтепроводы, производство нефти находится практически на довоенном уровне.
Насилие, конечно, серьезно осложняет ситуацию. Оно гораздо большее, чем мы ожидали еще год назад. И все же сейчас мы надеемся, что причины насилия начнут исчезать, и после 30 июня следует ожидать более быстрого прогресса. Конечно, это не означает, что после передачи суверенитета иракцам насилие полностью сойдет на нет. Люди, которые сопротивляются оккупации, возможно, станут более конструктивными. Однако останутся и террористы, включая международных террористов, которые попытаются сорвать создание демократического Ирака. Мы по-прежнему будем с ними жестко бороться.
═
– То, что вы рассказали, очень напоминает аргументацию российских властей по Чечне. Мол, мы строим новую жизнь, но есть террористы, которые нам мешают.
═
– Я думаю, что передача суверенитета – это как раз очень важный шаг в направлении политического разрешения конфликта. Процесс политического разрешения подробно прописан в резолюции СБ ООН. Он состоит из нескольких этапов. Во-первых, это принятие суверенитета временным правительством. Далее по истечении шести-семи месяцев пройдут выборы уже другого – переходного – правительства. А в конце 2005 года – выборы уже постоянного правительства.
Конечно, насилие не исчезнет за одну ночь. Активность международных террористов как раз и доказывает необходимость присутствия в Ираке многонациональных сил. Да и само новое иракское правительство ясно дало понять, что желает присутствия этих сил.
Однако что действительно произойдет после 30 июня – это изменение политической психологии иракского народа. Оккупация прекратится. То есть те, кто сегодня борется с оккупацией, вынуждены будут присоединиться к восстановлению своей страны. С международными же террористами, у которых нет иной цели, кроме разрушения, будет продолжена борьба.
═
– Кто будет реально контролировать ситуацию, принимать решения после 30 июня – новое иракское правительство или многонациональные силы?
═
– Мы ничего не утаиваем, когда говорим, что полный суверенитет – это полный суверенитет. Уже сегодня многие министерства находятся под полным контролем иракцев. Пол Бремер решает далеко не все. А после 30 июня офис господина Бремера и вовсе закроется, и все принятие решений перейдет в руки иракского правительства.
Как я отметил, это правительство осознает, что они не в состоянии решить все проблемы безопасности в Ираке, а потому они открыто попросили, чтобы многонациональные силы остались. Но теперь эти силы будут действовать не независимо, а в тесной координации с иракским правительством. Пока мы будем работать с ними для того, чтобы выстроить новую армию, полицию, службы безопасности и правопорядка. Это делается для того, чтобы постепенно передавать им все большую и большую ответственность за обеспечение безопасности в стране. Это не может случиться так же быстро, как передача политического суверенитета, но мы сделаем все, чтобы передача им контроля и ответственности в области безопасности шла как можно быстрее. США и другие страны расходуют очень много ресурсов на тренировку, обучение и расширение новых иракских силовых структур.
═
– То есть поначалу после 30 июня будет этакое разделение труда, когда иракское правительство будет заниматься экономикой, социальной сферой и т.п., а многонациональные силы будут решать проблемы в сфере безопасности?
═
– Ну, я бы не стал это называть разделением труда. Ведь многонациональные силы будут присутствовать в Ираке исключительно по просьбе иракского правительства и будут там только до тех пор, пока им будет позволено иракским правительством. То есть многонациональные силы – это не независимый игрок, они служат интересам временного правительства и иракского народа.
По сути же, да, вы правы. Иракцы пока не в состоянии самостоятельно решать все вопросы безопасности. У них есть несколько сотен тысяч полицейских, и они делают все от них зависящее, но этого мало для борьбы с международным терроризмом и крупными угрозами. На этом этапе необходимы многонациональные силы. Все остальное будет в руках временного правительства. Те наблюдатели, кто полагает, что посол Джон Негропонте, когда он прибудет в Ирак на должность посла США, станет Полом Бремером в другой шкуре, сильно ошибаются. Да, у Негропонте будет широкое поле деятельности. Он будет координировать многие программы помощи, в том числе с ООН, которая вновь откроет свое представительство в Ираке. Но принимать решения будут иракцы.
═
– А каким будет после 30 июня принятие решений внутри самих многонациональных сил? Кто будет командовать этими силами – правительство США, Совет Безопасности ООН или новое иракское правительство?
═
– Эти силы будут оставаться под командованием американского генерала. Это будет так же, как и во многих других миротворческих операциях, которые были уполномочены ООН, но затем делегированы либо коалиции государств, либо, как в Боснии, организации (НАТО. – «НГ»). Единство командования жизненно необходимо для эффективности операции. Структура командования включает в себя генералов из Великобритании, Польши и других, но верховное командование будет оставаться в руках американца.
В соответствии с резолюцией 1546 этот главнокомандующий обязан постоянно координировать свои действия с новым иракским правительством. В особенности если это касается так называемых чувствительных операций.
═
– Что стоит за желанием США привлечь в Ирак новые страны, будь то страны – члены НАТО или другие государства? Означает ли возможный приход новых участников постепенное сокращение американского контингента?
═
– На сегодняшний день не очень много государств хотели бы предложить сколько-нибудь существенное количество войск. Поэтому нынешнее соотношение американских и других сил в составе многонациональной коалиции вряд ли изменится, по крайней мере в кратко- и среднесрочной перспективе.
Если же мы будет успешны в создании собственно иракских возможностей обеспечения безопасности, то тогда общая численность американских войск в Ираке может начать уменьшаться. Именно так было в Боснии. Похожий процесс постепенного вывода американских войск наблюдается в Косово. То же будет и в Ираке. Общий критерий – держать столько сил, сколько необходимо для выполнения миссии – не больше и не меньше.
═
– С приближением в США президентских выборов администрацию Буша критикуют за его политику в Ираке и требуют вывести оттуда войска. Как администрация собирается на все это реагировать?
═
– Президент Буш не собирается жертвовать миссией в Ираке в любом случае, даже если она приносит ему некоторые проблемы в плане рейтингов и общественного мнения. Даже тогда, когда выяснилось, что ситуация в Ираке гораздо более сложная, чем ожидалось, он все равно упорно продолжал настаивать на том, чтобы продолжить и завершить нашу работу в Ираке.
Несмотря на то что миссия в Ираке приносит много несчастий в связи с продолжающимся насилием и жертвами среди американцев, политика Буша, нацеленная на восстановление суверенитета Ирака и выстраивание его демократического правления, все же пользуется большой поддержкой среди американцев. Все представители политического спектра, включая наиболее вероятного демократического кандидата Джона Керри, признали, что досрочный вывод американских войск из Ирака не только поставит под удар будущее этой страны, но и подорвет позиции США в мире, ослабит доверие мирового сообщества к Америке. Поэтому не стоит ожидать, что внутренняя политика и предвыборная кампания окажут сильное влияние на обязательства США по Ираку.
═
– И все же имеет ли или имела ли администрация Буша план вывода американских войск из Ирака, и если да, то при каких условиях?
═
– Наша цель состоит в том, чтобы доделать работу до конца. Это означает восстановление суверенитета Ирака, установление там стабильности, безопасности и правопорядка, и после этого уход американских войск домой. Это не означает, что мы выведем войска из этой страны до того, когда это будет возможно и целесообразно. Мы не собираемся ставить под удар нашу миссию из-за причин политической целесообразности. Несмотря на трудности последних нескольких месяцев и несмотря на то, что другие страны внесли гораздо меньшие вклады, чем мы на то рассчитывали, мы закончим нашу работу.
═
– В программной речи по Ираку, предлагая свои пять шагов, президент Буш обозначил 2005 год и избрание постоянного иракского правительства как последний этап миссии. Означает ли это, что американские войска будут выведены в конце 2005 года – после выборов?
═
– Никакой гарантированной и точно установленной даты окончания нашей миссии в Ираке нет. Резолюция 1546 оговаривает возможность пересмотра мандата многонациональных сил по прошествии 12 месяцев. Хотя этот пересмотр может случиться и ранее, если того пожелает временное правительство. Однако резолюция также оговаривает, что присутствие многонациональных сил целесообразно вплоть до окончания политического процесса, кульминацией которого станет избрание в декабре 2005 года полноценного и постоянного иракского правительства. Поэтому в лучшем случае необходимость присутствия многонациональных сил исчезнет к тому времени.
Однако возможны также сценарии, когда уже постоянное правительство попросит, чтобы по крайней мере часть многонациональных сил осталась для решения проблем безопасности. Мы, разумеется, ответим положительно. Однако опять-таки сейчас слишком рано предсказывать, что и как в действительности произойдет в 2005 году. Вспомните, когда планировалась миротворческая операция в Боснии, многие думали, что все можно будет закончить в течение года. Однако иностранные войска присутствуют там по сей день.
═
– Как вы можете гарантировать, что в результате выборов в Ираке к власти придут демократы, а не сторонники новой диктатуры или клерикалы? Ведь последние, например, Ас-Садр, пользуются большой популярностью┘
═
– Никаких гарантий, конечно же, нет. У нас есть большая вера в демократическую приверженность временного правительства Ирака. Мы уверены, что оно начнет уже сейчас создавать в стране культуру демократии и плюрализма и что в итоге к концу 2005 года мы получим более позитивный результат. Мы надеемся, что верх одержат более умеренные силы. Со своей стороны, мы будем оказывать этому всяческое содействие. И не только экономическое, но и помощь в создании гражданского общества – как мы помогали в Центральной и Восточной Европе и в бывшем СССР.