Иракцы хотят света, воды и материальной поддержки. США обязаны им это обеспечить.
Фото Reuters
Говард Зинн, автор книги «Вьетнам: логика ухода»
═
Любому «практическому» подходу к ситуации, сложившейся в Ираке, любому предписанию о том, что сейчас следует сделать, должно предшествовать осознание того, что нынешняя американская военная оккупация морально неприемлема. В случае продолжения оккупации, будь то Соединенными Штатами или международными силами (как предлагает Джон Керри), в перспективе будут лишь новые страдания и жертвы – как среди иракцев, так и среди американцев. История военных оккупаций стран третьего мира показывает, что они не принесли ни демократии, ни безопасности. Причитания типа «мы не можем все бросить и уйти», «мы должны продолжать начатое», наша «репутация будет под угрозой» и т.д. мы слышали, когда в начале эскалации во Вьетнаме некоторые из нас призывали к немедленному уходу оттуда. В результате – 58 тыс. погибших американцев и несколько миллионов вьетнамцев. Единственный рациональный аргумент, заставляющий продолжать идти нынешним курсом, так это то, что, если мы уйдем из Ирака, дела там пойдут еще хуже. Во Вьетнаме нам обещали кровавую баню в случае нашего ухода. Этого не произошло. Правда заключается в том, что никому не ведомо, что произойдет после того, как войска США покинут Ирак. Мы стоим перед выбором между очевидностью катастрофы в случае, если там останемся, и неопределенностью того, что будет, если мы уйдем. США, разрушившие Ирак и уничтожившие по меньшей мере миллион человек в результате двух вторжений и десяти лет санкций, – не должны играть доминирующую роль в будущем Ирака. США должны уйти из Ирака. Международное сообщество, прежде всего арабский мир, должно попытаться восстановить страну в мирных условиях. Это даст иракцам шанс. В случае продолжения американской оккупации шансов у них не будет.
═
Джонатан Шелл, эксперт «Нейшн инститьют»
═
Когда США свергли иракское правительство, они взяли на себя новые обязанности. Самая веская причина, из-за которой мы остаемся в Ираке, заключается в том, что, захватив страну, американцы обязаны создать для ее народа лучшее будущее. Признав, что несешь ответственность за кого-то, ты должен предложить ему то, что он хочет. А иракцы хотят света, воды и материальной поддержки. США обязаны им это обеспечить. Быть может – наверняка тут не скажешь, – иракцы хотят демократии. Но ее ведь на танкере не привезешь. Это нечто, что должно сформироваться, опираясь на волю, соответствующее желание людей. Каждый новый день сражений американцев в Ираке лишь увеличивает размеры первоначальной ошибки – начала войны. А ведь США могут так много сделать для Ирака: продолжать экономическую помощь, содействовать международным организациям в деле перехода Ирака к новому политическому порядку и т.д. Но все боевые операции должны прекратиться немедленно. Затем, согласно установленному и четкому графику, американские войска обязаны покинуть страну. 46% американцев полагают, что войска США должны быть выведены. Они правы.
═
Профессор Стивен Коэн, Нью-Йоркский университет
═
Ради спасения жизней американцев, наших ценностей, ради обеспечения реальной безопасности, мира и стабильности на все более взрывоопасном Большом Ближнем Востоке США должны найти способ вывести свои вооруженные силы из Ирака как можно скорее. Самый быстрый способ, позволяющий уйти достойно, – это жестко привязать постепенный вывод американских сил к проведению выборов в национальную ассамблею Ирака в январе 2005 года. Оккупационные власти должны позволить провести честные и свободные выборы под эгидой ООН или другой международной организации. Они должны принять результаты голосования, даже если большинство в ассамблее будет антиамерикански настроенным. Тем временем США должны подготовить иракские силы безопасности и начать вывод своих войск – но уже после того, как избранное ассамблеей правительство приступит к исполнению своих обязанностей.
═
Джон Брейди Кислинг, карьерный дипломат, вышедший в феврале 2003 года в отставку в знак протеста против курса администрации Буша
═
Если мы выведем свои войска, то начнется гражданская война между десятком различных фракций. Если же наши войска останутся в удвоенном количестве, чтобы подавить насилие, их присутствие будет обрекать любое иракское правительство на нелегитимность и неудачу. Поэтому давайте рассмотрим альтернативы победе. В конечном счете расколотый Ирак сможет вновь объединить человек, завернувшийся, как Джордж Вашингтон или Хо Ши Мин, в легитимность, проистекающую из победоносной вооруженной борьбы. Мы должны отобрать компетентного иракского патриота, которому мы уступим территорию, одновременно выпустив кровь его соперникам. Будут потери и беспорядок, как бы блестяще мы ни организовали наш уход. Однако подавляющее большинство иракцев сплотятся вокруг того, кто заявит, что изгнал нас, а выборы закрепят его сравнительно бескровную победу. Человек на белой лошади вернет ООН назад в качестве приглашенных гостей, а не как наших презираемых прислужников. Его полиция наведет порядок. Его долги простят. Америка должна проглотить свое самолюбие и сохранить меру контроля, выделяя деньги на поддержание работы правительства. На 10 млрд. долл. можно купить больше сотрудничества в области борьбы с терроризмом, чем с помощью военной оккупации, которая стоит в пять раз дороже. Невежество и мания величия, которые привели нас в Ирак, более опасны для безопасности и процветания США, чем символическое поражение, которое поможет нам уйти.