Ни один конфликт после Вьетнама не был отмечен своей стратегией выхода. Ведь иное, чем победа, никто не хочет видеть.
Фото Reuters
В Вашингтоне на днях рассекречены распечатки магнитофонных записей разговоров Генри Киссинджера в Белом доме в 60–70-е годы, когда он был помощником президента Ричарда Никсона по национальной безопасности. Первое, что поражает читателя, это почти текстуальное совпадение некоторых эпизодов, связанных с войной во Вьетнаме, с нынешней иракской. Например, в одном из разговоров министр обороны Мелвин Лэрд жалуется Киссинджеру, что публикация фотографий из Вьетнама неопровержимо обличает американских военных в преступлении – уничтожении жителей вьетнамской деревушки Милай.
Другие показывают, как Белый дом искал выход из непопулярной войны. В декабре 1970 года Киссинджер передает военным приказ: «Провести массированную бомбардировочную кампанию в Камбодже. Бросить все, что летает, против всего, что движется». Распоряжение исходило от Никсона, который считал, что есть «шанс выиграть проклятую войну» – разбомбить базы Вьетнамской народной армии в Камбодже.
Через два года Киссинджер радостно докладывает о беседе с советским послом в Вашингтоне Анатолием Добрыниным: «Советские друзья довольно быстро кое-что сделали. У меня был Добрынин с более примирительным посланием от северовьетнамцев, чем переданное ими нам в Париже». Никсон то пытался нанести по противнику удар, то вел переговоры. Такова была его стратегия выхода из войны.
Собственно, обещание покончить с войной стало козырем Никсона на выборах 1968 года. При этом опытный политик всех карт не раскрывал, не называл ни методов, ни сроков завершения конфликта. Но избиратели ему поверили, так как к этому моменту уже были очевидны и бесперспективность войны, и ее непопулярность среди американцев. Ведь к моменту его избрания война вступила уже в четвертый год.
Первые подразделения американских военных советников появились в Южном Вьетнаме еще при президенте Джоне Кеннеди, однако широкомасштабное боевое участие началось в 1965 году при Линдоне Джонсоне. Нарастали и численность американского контингента, и интенсивность боев. 4 января 1968 года в Южном Вьетнаме было уже 486 тыс. джи-ай – военнослужащих США. В конце того же месяца вьетнамский новогодний праздник Тет был отмечен дерзким наступлением сил освобождения. Это был поворотный пункт во всей войне.
Сенатор Джордж Айкен посоветовал Джонсону: «Объявите США победителем и начинайте выводить войска». Однако президент «вариантом Айкена» не воспользовался. Он решил не выдвигать свою кандидатуру на второй срок и заменил командующего во Вьетнаме. По состоянию на 20 июня 1968 года американские потери в войне составили 25 тыс. человек. В США широкие масштабы приняло антивоенное движение.
Вслед за январской инаугурацией Никсон приступил к реализации своего плана. В июне 1969 года он объявил об отзыве из Вьетнама 25 тыс. американских военнослужащих и пообещал в ноябре вывести еще 35 тысяч. Вместо американцев должны были в растущей степени воевать войска южновьетнамского режима. Это называлось «вьетнамизацией» войны.
В том же году начались секретные встречи в Париже между Киссинджером и Ле Дык Тхо, одним из вьетнамских лидеров. Как видим, стороны не делали из этого секрета от советского руководства. Но Никсон не был бы Никсоном, если бы не делал попыток повернуть ход войны вспять. В начале 1970 года в Камбодже произошел проамериканский военный переворот, и вслед за этим войска США вторглись из Южного Вьетнама в эту страну. Позднее, выведя свои силы из Камбоджи, США вели возраставшую по интенсивности кампанию воздушных налетов и на Камбоджу и на Северный Вьетнам.
25 апреля 1971 года в Вашингтоне прошла антивоенная демонстрация с участием 200 тыс. человек, произведено 12 тыс. арестов. В том же месяце было объявлено, что потери войск США во Вьетнаме достигли 45 тыс. человек. Никсон решил вывести из Вьетнама еще 100 тыс. американских военнослужащих. В ноябре Белый дом заявил о прекращении активных боевых действий своих войск в Южном Вьетнаме и отзыве еще 45 тыс. военнослужащих.
Но был еще 1972 год с инцидентом в Тонкинском заливе, блокадой и минированием морских портов СВР и под конец года – массированными налетами авиации США, включая стратегическую, на Северный Вьетнам.
И все же 27 января 1973 года в Париже было подписано соглашение о прекращении огня. Никсон назвал его «почетным миром». Прямо-таки совсем по «варианту Айкена». Более объективно высказался о войне Киссинджер: «Для обычной армии не победить – значит потерпеть поражение. Для партизанской армии не потерпеть поражения – значить победить». Эксперты считают Парижское соглашение договоренностью о предоставлении Вашингтону «приличного интервала» для ухода Вьетнама.
Всего США потеряли во время войны 58 тыс. своих граждан, притом большую часть уже после начала поэтапного вывода войск. 29 мая 1975 года американские вертолеты сняли с крыши посольства США в Сайгоне последнюю группу американцев и сотрудничавших с США вьетнамцев. В тот же день северовьетнамский танк протаранил ворота президентского дворца в Сайгоне. Именно тогда, через два года после Парижского соглашения, завершилась война во Вьетнаме, но она уже не была американской.
В США с тех пор заметно обновилась теория вооруженного конфликта – ее дополнили тезисом о необходимости планирования «выхода из войны». Такая стратегия выхода закрепилась в теории. На деле ни один конфликт после Вьетнама не был отмечен своей стратегией выхода. Ведь иное, чем победа, никто не хочет видеть.
В США все громче говорят о необходимости стратегии выхода из иракского конфликта. И даже несмотря на официальные опровержения, многие эксперты считают, что она уже существует – хотя бы в форме прикидок крупных шагов. Проявления этой стратегии – объявленный еще осенью прошлого года курс на создание иракских воинских подразделений. Предстоящая 30 июня передача властных полномочий переходному правительству Ирака выглядит уже как второй этап этой стратегии. Если все пойдет как задумано, то в дальнейшем иракский военные компонент будет увеличиваться, а американский – сокращаться.