Как стало известно «НГ» из источников в Гааге, бывший президент Югославии Слободан Милошевич, обвиняемый в геноциде, намерен вызвать в суд сразу нескольких российских премьеров, известных политиков, военачальников и дипломатов. К важным свидетелям балканского кровопролития Милошевич отнес, в частности, Виктора Черномырдина, Евгения Примакова, Анатолия Квашнина, Вячеслава Трубникова, Николая Рыжкова.
В списке между тем нет бывшего министра иностранных дел Игоря Иванова, к которому Милошевич испытывает личную неприязнь, или, например, Сергея Лаврова, через руки которого за годы работы в ООН прошло все балканское досье. В Гааге будет достойно представлено ельцинское окружение (если оно того пожелает), однако самого Бориса Ельцина Милошевич не стал приглашать. Хотя в списке значатся все остальные мировые лидеры 90-х годов.
В списке потенциальных свидетелей, который изначально составлял 1630 человек, российские представители занимают одно из ведущих мест. Число россиян сопоставимо с американцами и французами, хотя на первом месте, разумеется, находятся сербы. Поименована фактически вся клинтоновская администрация. Что касается британцев, то делегацию свидетелей мог бы возглавить премьер Тони Блэр. Он – один из немногих, наряду с Жаком Шираком, мировых лидеров, которым довелось участвовать в балканской драме и сохранить до сегодняшнего дня власть.
Подсудимому, конечно, не позволят вызвать в суд всех, кого он хочет. Однако на 300 свидетелей он вполне может рассчитывать. Примерно такое число свидетелей за два года представила суду сторона обвинения.
Было бы неплохо, если бы в зал суда явились люди, регулярно контактировавшие с Милошевичем в 90-е годы, знающие, как принимались решения в период трех рассматриваемых войн (хорватская, боснийская и косовская) и одновременно являвшиеся участниками драмы. На Балканах таких людей уже маловато: хорват Франьо Туджман и мусульманин Алия Изетбегович, как известно, отошли в мир иной. Между тем большинство свидетелей, представленных обвинением, к столь осведомленным людям не относятся. Так что приезд в Гаагу известных мировых деятелей, военачальников и дипломатов мог бы восполнить этот пробел. С другой стороны, наивно полагать, что многие из тех, кого поименовал Милошевич, устремятся на встречу с ним.
Впрочем подсудимому будет достаточно даже малого числа известных политиков, чтобы устроить в Гааге шоу. С их помощью Милошевич сможет показать судьям и всему миру, какие нравы царили в высоких кабинетах и кулуарах по обе стороны Атлантики, когда в центре Европы шла настоящая резня. Понятно, что бывший диктатор хочет встретиться с Биллом Клинтоном и членами его администрации не для того, чтобы те обеспечили ему алиби. Милошевич надеется сам выдвинуть в их адрес обвинения и разоблачить на глазах у публики.
Обвинительная часть процесса уже доказала, как Милошевич легко общается со свидетелями (будь это полуграмотный сельский житель или действующий президент). Он тщательно готовится к допросам и в неожиданный момент выдает факты, подрывающие всякое доверие к свидетелю. Подсудимый не единожды шокировал прокурора Карлу дель Понте знанием мелких подробностей какого-либо происшествия или биографии свидетеля, которого видел впервые в жизни.
Нелегкая участь может ожидать и свидетелей, готовых выступить в защиту Милошевича. Подсудимый может поставить в неловкое положение и их, если почувствует, что это ему выгодно. Компромата у него хватит на всех.
Россия до сих пор держалась на максимальном расстоянии от процесса над Милошевичем и от Международного трибунала (МТБЮ) в принципе. Интересно, что МТБЮ неоднократно призывал Москву сотрудничать, но она от этого уходила. Как заявил «НГ» представитель обвинения, российские власти отказались передать в Гаагу даже информацию о преступлениях, совершенных против сербов (!). «Мы очень рассчитывали, что Москва поделится с нами данными, которые помогли бы в расследовании преступлений, совершенных косовскими албанцами. Однако нам вновь отказали», – сказал представитель МТБЮ. Такое утверждение никак не вяжется с «просербской» политикой, которую постоянно приписывают России другие игроки на Балканах.
В поведении Москвы в отношении МТБЮ можно искать глубокие политические причины. Но факт остается фактом: в 1993 году, в бытность Андрея Козырева министром иностранных дел, Россия голосовала в СБ за создание трибунала. А с тех пор, как Генассамблея не выбрала российского судью, Москва начала его резко критиковать или попросту игнорировать. У России, как всегда, своя игра. Готова ли она вновь сыграть с Милошевичем, станет ясно уже в начале июля, когда подсудимый приступит к своей защите.