В канун саммита Евросоюза, открывающегося 17 июня в Брюсселе, европейские элиты делают выводы из неутешительных итогов выборов в Европейский парламент. Они проходили в течение четырех дней и завершились в минувшее воскресенье. Почти во всех странах сообщества правящие круги потерпели на них поражение. Это ожидалось, но результаты голосования превзошли все прогнозы. Десятки миллионов избирателей воспользовались случаем, чтобы в первую очередь выразить протест против политики национальных правительств. Мотивы разные, в основном внутриполитические, но кое-где сыграла роль и внешняя политика.
В Великобритании, где наряду с европейскими проходили муниципальные выборы, премьер Тони Блэр потерпел поражение на всех фронтах. В национальном масштабе лейбористы получили самый низкий результат с 1918 года (22%), а в органах местного самоуправления утратили более 460 мандатов. Волей-неволей Блэр признал, что это был счет за войну в Ираке.
В Италии по той же причине тяжелые потери понес другой верный союзник США – Сильвио Берлускони. Его «Вперед, Италия!» набрала лишь 21,5% голосов. Не помогли ни личные увещевания премьера, ни раздача избирателям подарков в виде 1 кг сыра пармезан, 5 кг макарон, фунта сахара и 1 литра оливкового масла. Победа (30,5%) досталась оппозиционному левому объединению «Оливковое дерево», группирующемуся вокруг Романо Проди. Последний покидает вскоре пост председателя Комиссии ЕС и возвращается в национальную политику.
Во Франции успех тоже за оппозицией. Социалисты набрали там почти 30% голосов, повторив мартовский успех на региональных выборах и оттеснив правящий пропрепрезидентский Союз в поддержку народного движения с его 16,6% на второе место. В основе неудачи Жака Ширака – социально-экономические реформы.
В Германии курс реформ играет роковую роль для правящих социал-демократов. Их результаты на выборах выглядят катастрофически. Такого поражения СДПГ не испытывала за всю историю ФРГ. Ее поддержали всего 21,5% избирателей, а оппозицию ХДС/ХСС в два с лишним раза больше (44,5%). Это был целенаправленный протест именно против СДПГ, поскольку ее «зеленые» партнеры по коалиции, наоборот, значительно увеличили число свих сторонников. Ситуацию усугубляет провал на одновременных земельных выборах в Тюрингии. Там христианские демократы сохранили свое абсолютное большинство, посткоммунистическая ПДС получила 26% голосов, а социал-демократы с 14% вышли только на третье место.
Впрочем, по выражению «Шпигеля», избиратели «надавали пощечин» правительствам почти на всем европейском пространстве. Большинство из них независимо от правой, левой, консервативной, центристской или смешанной окраски потеряли часть своего электората, а оппозиция, наоборот, добилась в ряде случаев большого прироста голосов. Помимо ведущих государств ЕС это произошло в Ирландии, Нидерландах, Бельгии, Дании, Австрии, Португалии, а также у новичков – в Польше, Эстонии, Латвии, Словении, Чехии, Венгрии, на Мальте и Кипре. Успех сопутствовал лишь правительствам Испании, Греции, Швеции и Люксембурга.
Полученный расклад не предрекает стабильности в единой Европе. Во многих странах ЕС, и прежде всего в ведущих, назревает обострение внутриполитической борьбы. Блэр, Шрёдер и Берлускони заявили, что продолжат избранный курс, а Ширак – что не отправит в отставку дважды проигравшего за последнее время премьер-министра Раффарена. Однако тенденции, выявленные в рамках евровыборов, делают в недалеком будущем вероятной смену лидеров.
Между тем особых перемен в партийном составе Европарламента не произошло. Сильнейшей фракцией в нем по-прежнему будут консерваторы с 276 мандатами из 732. За ними следуют социал-демократы (201 место), либералы (66), «зеленые» (42) и объединенные левые (39 мест). Сенсацией может стать лишь появление в Страсбурге «русского депутата» от оппозиционных сил стран Балтии.