Примерно в то же вечернее время в среду, когда министр внутренних дел ФРГ Отто Шили согласовывал в Брюсселе со своими коллегами по ЕС уточненную антитеррористическую программу, в кельнском районе Мюльгейм прогремел мощный взрыв. Начиненный гвоздями заряд рванул на оживленной улице торгового квартала, населенного преимущественно турками и потому прозванного «Мини-Стамбулом». Ранены 22 человека. Пострадали 16 домов.
Несмотря на неоднократные предупреждения властей о возможности терактов, эта беда пока обходила Германию стороной. Так что шок велик. И он может с новой силой разжечь споры между правительством и оппозицией, а также судебными и силовыми инстанциями о том, как быть с подозреваемыми, а тем более уличенными в экстремизме и терроризме.
Не секрет, что это больная проблема для Германии. Среди иностранцев в стране властям известны по меньшей мере 270 исламских экстремистов. В том числе ряд людей из окружения трех из четырех летчиков-террористов, атаковавших 11 сентября 2001 года Нью-Йорк и Вашингтон. Не красят Берлин и провалившиеся процессы над двумя марокканцами, которые предположительно знали о подготовке упомянутых терактов, они были отпущены судами за недостатком доказательств.
На этом фоне скандальный характер обретает другая история в том же Кельне, где федеральные и местные власти беспомощно пытаются выставить из страны самопровозглашенного «эмира правоверных» Метина Каплана. В немецких СМИ этого экстремиста турецкого происхождения называют не иначе как «проповедником ненависти». История с ним длится уже многие годы.
Невероятно, но факт, что еще в 1983 году в Кельне возникло некое авторитарно управляемое объединение под названием «Государственный халифат». Это «государство» разместилось в одном из городских районов Кельна на площади 3200 кв. м, имело, покуда его не запретили в конце 2001 года, 1100 подданных, собственные налоги, министров и послов. Получив этот «халифат» в наследство от отца, Метин Каплан занимался пропагандой антисемитизма, а также свержения светского режима в Турции и утверждения там исламского халифата.
В 1999 году он был арестован. При обыске в его квартире было найдено более миллиона долларов. Но тюремный срок Каплан получил за подстрекательство к убийству конкурента, создавшего «халифат» в Берлине. Впрочем, в мае прошлого года он уже вновь был на свободе.
С тех пор встал вопрос о его депортации на родину. Один суд это санкционирует, другой приостанавливает. В Берлине понимают, что подобная игра в кошки-мышки дискредитирует борьбу с экстремизмом и терроризмом. Трещит по швам согласованный было между правительством и оппозицией законопроект об обращении с иностранцами. Последняя требует еще более расширить права соответствующих органов на задержание и высылку подозреваемых в причастности к экстремизму.
Следствие в Кельне рассматривает несколько версий взрыва в «Мини-Стамбуле» – от террористического акта до криминальной разборки. Однако он в любом случае объективно подталкивает правящие круги к решению затянувшейся проблемы. И это наверняка станет одним из наиболее актуальных дел, которыми канцлеру Шрёдеру придется заняться после возвращения с саммита «восьмерки» и церемонии прощания с экс-президентом Рейганом в Вашингтоне.