Для Владимира Путина нынешний июнь стал сезоном активной дипломатии. Вслед за «высадкой» во французской Нормандии он переместился на другой берег Атлантики. Там на острове Си-Айленд в американском штате Джорджия с 8 по 10 июня пройдет очередной ежегодный саммит «восьмерки».
Си-Айленд – курортное место, где имеют дома местные знаменитости и когда-то провели медовый месяц родители нынешнего президента США Джорджа Буша. Как хозяин встречи, Буш имеет право определять повестку дня. Он же в наибольшей степени заинтересован и в ее результатах. Нынешний год – год президентских выборов в США, и приближение 2 ноября требует, чтобы Буш предъявил избирателю реальные достижения. Это тем более необходимо, что вопросы безопасности и внешней политики стали центральной темой предвыборной борьбы.
Главный соперник Буша в президентской гонке сенатор-демократ Джон Керри по показателям популярности идет с ним вровень, а в отдельные моменты его опережает. Единственная тема, где лидерство Буша очевидно, – вопросы борьбы с терроризмом. В то же время дальнейшее развитие ситуации в Ираке, по оценке экспертов, может оказать решающее влияние на исход выборов. Вот почему Бушу крайне важно использовать саммит, чтобы выбраться на твердую почву. А это подразумевает принятие Советом Безопасности ООН англо-американского проекта резолюции по Ираку и реальную международную поддержку нового иракского режима.
Центральная тема саммита – инициатива Буша о демократизации «Большого Ближнего Востока» дает возможность для легитимизации войны задним числом. Раньше ссылались на наличие в Ираке оружия массового уничтожения, а ныне эту страну взялись выводить на путь демократии. Есть смежные аспекты: обеспечение нужных позиций сторон в СБ, создание многонациональных сил, предоставление экономической и гуманитарной помощи новому режиму.
Еще одна тема, также из разряда «инициатив» Буша, касается шагов в области нераспространения ОМУ. Она предусматривает усиление контроля за международными транспортными путями вплоть до перехвата морских судов и самолетов, подозреваемых в перевозке запрещенных материалов и технологий.
Ситуацию, в которой оказался американский президент, не могут не учитывать его собеседники. При этом на Си-Айленде им не дано обойтись символическими жестами, как это было на юбилее в Нормандии. Бушу нужны конкретные договоренности, позволяющие повысить его рейтинг в США.
Может ли Буш рассчитывать на встречное движение со стороны других членов «восьмерки»? Судя по их жестам на французской земле – да. Когда в США на выборы идет действующий президент, как правило, никто из зарубежных партнеров не рассчитывает на то, что он не будет избран.
В истории отношений между Москвой и Вашингтоном также не было попыток переждать момент. Более того, сезон выборов нередко был и сезоном переговоров. В США по традиции лишь действующий президент использует внешние связи к своей политической выгоде, а выход соперника во внешний мир в поисках поддержки считается неэтичным. В США считают, что так, например, поступил в свое время Рональд Рейган, наладивший тайные контакты с иранцами за спиной Джимми Картера.
В нынешней президентской кампании Джон Керри хотя и много говорит о необходимости международного сотрудничества, но никак не адресуется другим странам. Правда, применительно к России он выделил важность обеспечения сохранности ядерного оружия и материалов. И на этом пока все.
Накануне Си-Айленда даже те участники «восьмерки», что критически отнеслись к действиям Вашингтона в Ираке, подчеркивали свою незаинтересованность в дальнейшем ухудшении положения американцев. Поэтому можно предполагать, что саммит принесет согласие по графику мероприятий, обеспечивающих передачу суверенитета иракцам.
Для Владимира Путина саммит на Си-Айленде – не только случай закрепить роль России в клубе самых влиятельных стран. Это возможность для улучшения двусторонних отношений, прежде всего с США. Однако здесь все зависит не столько от теплоты бесед, сколько подвижек по темам, включенным в повестку саммита.
А подвижки ожидать можно. Ведь не зря Путин подчеркивал, что Россия «не заинтересована в поражении США в Ираке». В целом для России приемлемы главные пункты англо-американского проекта резолюции. Другое дело, что наша страна вряд ли захочет послать свои войска в Ирак, однако этого никто прямо не требует.
Что касается инициативы Буша по части контроля за международными перевозками, то тут важны детали, которые с ходу не просматриваются. Россия в принципе согласилась с инициативой, и теперь остается согласовать «мелкий шрифт». Иными словами, налицо движение и по второму главному вопросу.
Как представляется, для российской стороны на Си-Айленде важнее даже не столько добиться отдельных уступок для себя в сфере двусторонних отношений, сколько использовать любой шанс, чтобы «перевести стрелки» в решении острых международных проблем с односторонних действий на коллективные. Путь к этому лежит через усиление роли ООН вплоть до создания в перспективе в ее структуре коллективных военных или военно-контрольных органов.