0
1123
Газета В мире Интернет-версия

31.05.2004 00:00:00

Комиссара Совета Европы ждет тюрьма

Тэги: хильроблес, пасе, правозащитник, права


хиль-роблес, пасе, правозащитник, права Альваро Хиль-Роблес: «Нужно, чтобы лица, ответственные за преступления в Чечне, предстали перед судом».
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)

– Россию посетила представительница Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ), затем пожаловали вы, а вскоре ожидается визит представителя ПАСЕ, связанный с нарушениями прав человека в Чечне. Чем вызван такой десант правозащитников Европы в нашу страну?

– Я полагаю, что сейчас готовится доклад для Парламентской ассамблеи, который будет представлен в сентябре. Поэтому это нормальный контакт, нормальная работа.

– По словам представителя МИД РФ, во время беседы с вами главное внимание было уделено нарушениям прав русскоязычных в странах Балтии. Вас эта тема волнует или нет?

– Да, во-первых, эта тема была освещена мной в докладах по результатам моего визита в Латвию и визита в Эстонию. Это абсолютно публичные доклады, которые находятся на сайте Совета Европы. Там есть абсолютно четкие рекомендации комиссара по поводу прав русскоязычных меньшинств в обеих странах. Они слишком подробные, чтобы я сейчас их излагал. Но вы можете ознакомиться с ними и увидите позицию комиссара. Мы обсуждали эту тему во время встречи с министром иностранных дел России.

– Часто бывает, что представители Совета Европы в частных беседах признают: положение русскоязычных в Балтии далеко от европейских норм. А официально заявляют, что оно полностью соответствуют этим нормам. Чем объяснить такой двойной стандарт?

– Я не хочу комментировать взгляды других. Я могу сказать, что я думаю. А то, что я думаю, написано в докладах. Это общеизвестно.

– Совет Европы критиковал нарушения во время выборов президента России и выборов в Думу. Между тем более чем в 40 регионах поданы жалобы на фальсификацию выборов. Следите ли вы за тем, как суды рассматривают эти жалобы?

– Нет, это не предмет моей компетенции. Я не имею права заниматься такими расследованиями.

– Вы готовите к осени доклад для Совета Европы о соблюдении прав человека в России. Можете ли вы раскрыть, хотя бы в предварительном порядке, основное содержание своего доклада?

– Доклад будет касаться положения с правами человека в целом. Мы будем говорить о ситуации в правоохранительных органах, судах, положении меньшинств, соблюдении прав граждан на получение информации, жилья. Будет поставлен вопрос о соотношении между свободами граждан и безопасностью. Я очень обеспокоен тем, что во всех европейских странах наблюдается тенденция ограничить права граждан под предлогом обеспечения безопасности. Эту тенденцию надо остановить. Нельзя бороться с террором, поступаясь нашими свободами.

– Будете ли вы отдельно изучать положение в Чечне?

– Пока будут продолжаться нарушения прав человека в Чечне, она будет оставаться сюжетом, который интересует Совет Европы. Ничего чрезвычайного здесь нет. Это входит в компетенцию Совета Европы. В Чечне исчезают люди, совершаются убийства. Часть исчезновений можно отнести на счет кровной мести, часть – на счет действий местных и федеральных властей. Такова реальность. Нужно, чтобы лица, ответственные за преступления, предстали перед судом.

В то же время за последние полтора года произошли некоторые позитивные изменения. Прежде проводились массовые зачистки. Во время них могло пропасть по 30–50 человек. Сейчас они прекратились. Но не все, что необходимо, сделано для того, чтобы покончить с этим. Об этом мы говорили с заместителем генерального прокурора.

– У вас была беседа с президентом Путиным, вы знакомы с его Посланием Федеральному собранию. Согласны ли вы с тем, что он говорил о неправительственных организациях? Например, с тем, что для части из этих организаций приоритетом стало получение денег от зарубежных фондов.

– Я прочитал весь доклад. Я думаю, Путин сказал много важных вещей про демократию, права и свободы граждан. Он говорил об этом с позитивной точки зрения, с точки зрения поддержки гражданского общества. Что касается неправительственных организаций, то я всегда их защищаю. Это абсолютно основополагающая единица гражданского общества. Даже если они высказывают неправильное мнение. Тогда их еще больше нужно уважать. Потому что они излагают некоторые элементы правды, которые обществу нужно знать. Одни организации серьезные, другие – не очень серьезные. Но их все нужно уважать и выслушивать.

– Вы собираетесь снова приехать в нашу страну для подготовки доклада в июле. Какие регионы вы посетите?

– Для нас открыты все направления – от Москвы и до Владивостока или Чечни. Но я знаю: как только становится известно о поездке, власти начинают подготовку к нашему приезду. Поэтому предпочитаю работать в тишине. В Москве мне обещают полное содействие в написании доклада. Юрий Чайка мне сказал: все тюрьмы РФ в вашем распоряжении. Идите и смотрите.

– То есть вы можете увидеться с Михаилом Ходорковским?

– Мандат комиссара запрещает заниматься отдельными лицами. Он обязан работать над проблемами всего населения. Но когда во время визита в тюрьму комиссар говорит – откройте эту камеру, и там находится интересный человек, то я смогу с ним поговорить. К примеру, в Вильнюсе я смог побеседовать в тюрьме с известным певцом.

Если я получу сообщение, что какого-то арестованного пытают, то я буду им заниматься. Но не как делом конкретного человека, а как проблемой пыток в милиции.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Бои в зоне СВО и на «курском фронте» по-прежнему ожесточенные

Бои в зоне СВО и на «курском фронте» по-прежнему ожесточенные

Денис Писарев

Экс-представитель Трампа по Украине обозначил возможные условия урегулирования конфликта

0
487
Региональная политика 30 декабря – 2 января в зеркале Telegram

Региональная политика 30 декабря – 2 января в зеркале Telegram

0
443
Официальные курсы валют до 9 января 2025 года

Официальные курсы валют до 9 января 2025 года

0
1997
Андрей Быстрицкий. Правила счисления. Навстречу 2025 году

Андрей Быстрицкий. Правила счисления. Навстречу 2025 году

Андрей Быстрицкий

0
2302

Другие новости