Кто будет последней инстанцией в решении военных вопросов в Ираке после передачи ему суверенитета? На этот вопрос, возникающий при ознакомлении с проектом резолюции СБ ООН, неоднозначно отвечают его авторы. На просьбу журналиста пояснить, кто уполномочен сказать последнее слово в решении вопросов о военных действиях в Ираке, премьер-министр Великобритании Тони Блэр без колебаний назвал временное правительство этой страны, которое будет приведено к власти 30 июня. «Решающий политический контроль будет в руках иракского правительства. Это как раз и подразумевается под передачей суверенитета», – сказал Блэр.
Иначе смотрит на иракский суверенитет госсекретарь США Колин Пауэлл. «Войска США останутся под американским командованием и будут делать все, что необходимо для самозащиты», – заявил он на пресс-конференции в Вашингтоне.
В пользу английской интерпретации документа высказался член Временного управляющего совета Ирака Аднан Пачачи. «Как мы понимаем, любые операции будут проводиться с одобрения иракского правительства», – заявил он в Багдаде. В Вашингтоне дискуссию остановили. «Договоримся», – сказал журналистам на условиях анонимности официальный представитель американской администрации.
Вопрос о военных полномочиях – один из важнейших в толковании понятия «суверенитет». Разногласия на эту тему способны затянуть обсуждение проекта резолюции в СБ.
По сообщениям мировых агентств, англо-американский проект вызвал вопросы у остальных членов СБ. Как считает министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, англо-американский проект следует обсудить с учетом итогов консультаций по составу нового иракского правительства, которые проводит в Багдаде спецпредставитель генсека ООН Лахдар Брахими. «В зависимости от результатов его миссии мы сможем судить о том, есть ли согласие в иракском обществе в отношении такого правительства, насколько оно будет легитимным в глазах как самих иракцев, так и соседей этой страны, – заявил Лавров. Потом, по мнению МИД РФ, можно приступить к обсуждению вопроса о признании этого правительства и рассмотрению его пожеланий относительно иностранного содействия. Лавров не исключил возможности выдвижения других проектов резолюции помимо англо-американского.
Министр иностранных дел Франции Мишель Барнье заметил в интервью «Евроньюс», что с резолюцией «не все гладко». «Мы считаем, что надо более ясно обозначить то, что связано с вопросами безопасности, с обретением Ираком реального суверенитета, формированием правительства», – сказал он.
По сообщению «Вашингтон пост», представители ООН уже определились с кандидатурой нового премьер-министра Ирака. Они предложат известного ученого-ядерщика Хусейна Шахристани. Он просидел в тюрьме «Абу-Грейб» 10 лет за отказ от участия в ядерных программах Саддама. В интервью журналистам 62-летний Шахристани заявил, что готов принять предложение стать премьер-министром Ирака, хотя это и «экстремально трудная работа».
Тем временем английские газеты посвящают свои ведущие статьи «размолвке» между Лондоном и Вашингтоном из-за толкования проекта резолюции. По мнению «Таймс», Блэр проявил самостоятельность и мужество в отстаивании собственного мнения. «Гардиан» считает, что Блэр «высунулся» со своим заявлением, а «Дейли телеграф» приходит к выводу, что в конечном счете Вашингтон «одернул» британского премьера. На этом фоне орган деловых кругов «Файнэншл таймс» советует «радоваться» уже тому, что Вашингтон не меняет установленный срок передачи власти в Ираке.