Си-Айленд (Морской остров) у побережья американского штата Джорджия, где 8–10 июня пройдет очередной саммит «большой восьмерки», может стать местом радикального пересмотра существующего уже много веков морского права. Именно там должно быть объявлено о поддержке членами «восьмерки» предложения президента США Джорджа Буша о проведении перехвата и досмотра судов и самолетов в международных водах и воздушном пространстве, если есть подозрение, что они перевозят оружие массового уничтожения и или его компоненты.
Эту инициативу в среду и четверг всячески продвигал в Москве заместитель госсекретаря США по вопросам контроля над вооружениями и международной безопасности Джон Болтон. Это уже второй его приезд в нашу страну для бесед на эту тему (первый был в конце января) после того, как Буш озвучил соответствующую инициативу в мае прошлого года в Кракове и вслед за этим на июньском саммите «восьмерки» в Эвиане.
На этот раз Болтон сообщил, что идею уже поддержали 10 стран, в том числе 6 участников «восьмерки». По его словам, Россия должна определиться до саммита в Си-Айленде. Как известно, Москва сдержанно отнеслась к предложению Буша, прежде всего из-за того, что неясно, как затронет инициатива национальный суверенитет и как скажется «право досмотра» в невоенное время на свободе мореплавания – основополагающем принципе морского права. Непонятны и механизмы реализации этого положения, в том числе вопрос о том, кто и как будет останавливать и досматривать суда.
По сведениям из российских дипломатических источников, американскому представителю было обещано, что Владимир Путин обсудит эту тему с Бушем на их личной встрече в Си-Айленде.
Официальная цель визита Болтона – участие в российско-американских консультациях по вопросам нераспространения оружия массового поражения. Как сообщил СМИ его партнер по консультациям замминистра иностранных дел РФ Сергей Кисляк, Москва и Вашингтон сверили на них подходы по Ирану и Северной Корее. «Мы ждем очередного доклада генерального директора МАГАТЭ Мохамеда Эль Барадея по вопросу осуществления резолюции Совета управляющих этого международного агентства по обеспечению большей транспарентности иранской ядерной программы», – сказал Кисляк.
Болтон затронул эту тему не только в МИДе, но и в ходе встреч в Минатоме. В центре высказанных им озабоченностей – вопрос поставок российского топлива для АЭС в Бушере. Как заявлял американский замгоссекретаря, США беспокоит не столько сам реактор, сколько топливо, которое для него будет поставлять Москва. Плутоний, накапливающийся в нем в ходе работы АЭС, может быть использован для создания ядерного оружия.
Как утверждает Болтон, Вашингтон заинтересован в том, чтобы Россия не поставляла ядерное топливо для реактора, «пока в вопросе об иранской ядерной программе не появится большей ясности».
Что касается северокорейской ядерной программы, то, по словам Кисляка, между сторонами сохраняется согласие, что инструментом ее решения должен оставаться шестисторонний формат переговорного процесса.